рефераты по менеджменту

Бизнес и окружающая среда: аспект взаимовлияния. Система функций менеджмента: анализ различных научных подходов

Страница
6

Экономика

Рассматривая экономические обстоятельства, мы указывали, что руководство обязано оценивать воздействие общей экономической обстановки на деятельность компании в случае ее изменения. Фирмы, работающие в международной среде, должны анализировать экономические условия и тенденции и наблюдать за экономикой тех стран, в которых они ведут или намереваются вести дела. Анализ среды может способствовать повышению эффективности процесса принятия решений и планирования.

К числу некоторых экономических факторов, которые могут влиять на ведение дела за границей, относятся: уровень заработной платы, транспортные расходы, обменный курс, инфляция и ставки банковского процента, ВНП, налогообложение и общий уровень экономического развития. Есть и другие, относящиеся к международной экономической среде, хотя и не имеющие чисто экономической природы факторы: численность населения, уровня грамотности и профессиональной подготовленности, качество и количество природных ресурсов, уровень развития технологии, особенности конкурентной борьбы.

Законы и госрегулирование.

Подобно тому, как организации, занимающиеся бизнесом зависят от внутренних законов, так и фирмы, выступающие на международных рынках, вынуждены считаться со множеством законов и регулирующих актов. Последние относятся к таким вопросам, как налогообложение, патенты, трудовые отношения, стандарты на готовую продукцию, ценообразование и представление сведений государственным учреждениям.

Политическая обстановка

Внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений, аналогично этому политические факторы могут сказываться на операциях в сфере международного бизнеса. Социальная напряженность может нарушить процесс производства или ограничивать сбыт, если волнения направлены против находящегося в иностранном владении завода или вида продукции. Политические действия против правительства или внезапная смена режима, как минимум, означают увеличение неопределенности для экспортера или иностранного инвестора.

При некоторых обстоятельствах давление рынка оказывается сильнее политических предпочтений. Получение иностранной валюты может быть важнее, чем учет требований внутренних политических групп.

Политические факторы необходимо оценить до вложения капиталов или принятия на себя обязательств по сбыту. По мере поступления новой информации и изменения обстоятельств необходимо корректировать соответствующие прогнозы. Конечно, можно было бы стремиться к исключению всякого риска. Но в других случаях, когда, к примеру, нужный продукт можно получить из единственного источника, фирме может понадобиться остаться на иностранном рынке, контролируя уровень риска и используя соответствующие методы его снижения.1

Система функций менеджмента: анализ различных научных подходов

Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде. Отсюда появление и развитие в современных условиях новых подходов к управлению, ориентированных на решение проблем управления в крупных промышленных фирмах, международных по сфере деятельности, - транснациональных корпорациях.

В современных условиях получили распространение четыре научных подхода к управлению:

· Подход к управлению как к процессу;

· Системный;

· Ситуационный;

· Программно-целевой.

Подход к управлению как к процессу

Определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций. Оптимальный набор включает: планировании, организацию, распорядительство (командование), мотивацию, руководство, координацию, контроль, коммуникацию, исследование, оценку, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

На практике процесс управления обычно представлен следующими функциями: маркетингом (ориентацией производства на потребности рынка), планированием (определением направлений развития), организацией (реализацией принимаемых управленческих решений), контролем (учетом и отчетностью за результаты хозяйственной деятельности), мотивацией (стимулированием повышения эффективности труда работников). Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что необходимо для успеха организации.

Системный подход

Предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, которые ориентированы на достижение целей, единых в условиях меняющейся внешней среды. Системный подход имеет технико-математическое происхождение. Приверженцы системного подхода смотрят на организацию как на сложную систему, состоящую из подсистем, которые в свою очередь представляют собой также сложные системы. Применение теории систем в менеджменте в конце 1950-х годов стало важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход – особый способ мышления по отношению к организации и управлению. Это – методология исследования объектов как систем.

Система – определенная ценность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Система организации состоит из двух составляющих: внешнего окружения, включающего в себя вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; внутренней структуры – совокупности взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа и выход для достижения целей системы. Внутренняя структура социально-экономической системы состоит из подсистем научного происхождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Системы делят на два основных типа: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Крупные составляющие сложных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. В организации подсистемы – это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.2

Системами, состоящими из комплекса взаимосвязанных объектов, являются предприятие, цех, участок.3 Все организации являются системами. Как единую сложную систему можно рассматривать всю деятельность предприятия, которая состоит из сети подчиненных, менее сложных систем.

Теория систем объясняет, почему ни одна из школ управления, несмотря на многие достоинства, не смогла обосновать полностью успешное управление организациями. Каждая из школ обращала внимание на одну из подсистем организации, разрабатывала законы ее развития, но не обращала внимания ни на остальные подсистемы предприятия, ни на их взаимосвязанность. Поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школы научного управления – техническими, ни одно из научных направлений не изучало воздействия среды на организацию. Вместе с тем сложными системами являются и комплексы функций, виды деятельности, осуществляемые на предприятия.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту