Таблица 1
Основные показатели деятельности коммерческих банков Республики Молдова*
Показатель 1.01. 1.01. 1.07. 1.01. 1.02 1994г 1995г 1995г 1996г 1996г |
.Количество зарегистрированных коммерческих и кооперативных банков 16 22 22 21 21 Темпы роста, % базисные 100,0 137,5 137,5 137,5 131,3 цепные 100,0 137,5 100,0 95,5 100,0 2.Совокупный нормативный капитал, млн.лей** 26,2 117,0 130,0 251,7 256,0 Темпы роста,% базисные 100,0 446,6 496,2 960,7 977,1 цепные 100,0 446,6 111,1 193,6 101,7 3.Сводный баланс банков, млн.лей 1107,7 - 1757,4 2778,0 2390,9 Темпы роста, % базисные 100,0 - 158,7 250,8 215,8 цепные 100,0 - - 158,1 86,1 4.Кредиты, предоставленные коммерческими банками, предприятиям, организациям и населению Всего, млн. лей 334,3 668,7 882,5 1022,2 1018,9 Темпы роста, % базисные 100,0 200,0 246,0 305,8 304,8 цепные 100,0 200,0 123,0 124,3 99,7 5.Просроченная задолженность по кредитам, млн.лей 98,7 - 105,4 107,9 Темпы роста, % базисные 100,0 - 103,1 106,8 109,3 цепные 100,0 - - 103,5 102,4 *) Рассчитано по: Бюллетень НБМ, 1994, № 4; 1995, № 47. **) До 01.01.1996 г. вместо величины совокупного нормативного капитала приводится показатель величины объявленного уставного фонда. |
В динамике за 1993 - 01.01.1996г. величина кредитных вложений в национальную экономику возросла в 3,2 раза, из них на долю краткосрочных кредитов приходилось 92,6 %, удельный вес долгосрочных кредитов составил 7,4 % общего объема или 110,8 млн.лей.
Именно в этот период возник спрос на маркетинг финансовых услуг - сперва как простой набор инструментария для работы в условиях нарождающейся рыночной системы, а затем на банковский менеджмент и маркетинг как стратегию и философию работы финансового учреждения. Прежде всего стал развиваться банковский маркетинг как маркетинг финансовых услуг, входящих в перечень традиционных услуг коммерческого банка как наиболее распространенного и развитого вида финансовых учреждений.
Финансовые услуги составляют существенную составную часть всей сферы услуг, поэтому закономерности их развития во многом соответствуют закономерностям эволюции сферы услуг, соответственно, банковский менеджмент и маркетинг финансовых услуг - составная часть общего менеджмента и маркетинга услуг.
Термином "финансовые услуги", как отмечал руководитель одного из отделов "Дрезднер банка" (Франкфурт, ФРГ) А.Унтенберг, первоначально обозначали дополнительные услуги банков, выходящие за рамки обычных кредитных и депозитных операций . Позднее, когда другие учреждения ("небанки") - универсальные магазины, компании кредитных карточек, торговцы автомобилями и т.п. - стали предлагать услуги финансового характера, прежде считавшиеся монополией банков, в понятие финансовых услуг стали включать депозитные и кредитные операции банков.
Об общей тенденции роста сферы финансовых усдуг в развитой рыночной экономике свидетельствует динамика занятости в этой области. В США с 1955 по 1980 г.г. численность наемных работников в сфере услуг возросла с 30,1 до 64,8 миллиона человек или на 115,3 %, причем около 8 % из них было занято в финансово-кредитной сфере и страховании. В 1980-1985 годах темпы роста численности занятых в сфере финансово-кредитной деятельности и страховании увеличились до 2,8 % в год при общем среднегодовом уровне темпа роста занятости в США 1,9 %.1
1. США: рынок потребительских товаров и услуг. - М.: Наука, 1988, с. 16-17, 21.
Результатом этой эволюции стал менеджмент и маркетинг фирмы финансовых услуг как основного звена индустрии финансовых услуг. Для исследования современного банковского менеджмента необходимо использование концепции синергичного маркетинга, основывающегося на системно-функциональном подходе и опыте крупных финансовых групп, оказывающих весь комплекс финансовых услуг.
Объектом современного банковского менеджмента является система следующих функционально различных элементов:
1) кредитно-депозитные услуги;
2) расчетно-клиринговые услуги;
3) страховые услуги;
4) инвестиционно-фондовые услуги;
5) трастовые услуги;
6) услуги по лизингу;
7) услуги по факторингу;
8) услуги по финансовому консультированию;
9) услуги по целевому использованию денежных средств на жилищное строительство;
10)трансферт и обмен валют и т.д.
Дальнейшее развитие рынка финансовых услуг во многом будет зависеть от;
- удовлетворенности клиентов получаемыми услугами;
- отношений клиентов со служащими учреждений, оказывающих услуги;
- степени обученности и профессионального умения управленческого персонала этих учреждений;
- развития программно-информационного обеспечения и производства технических средств;
- маркетинга финансовых услуг.1
1. Новые явления в сфере финансовых услуг в промышленно развитых капиталистических странах . - М.; ИНИОН, 1989, с. 30.
Для Молдовы особое значение имеет финансовая стабилизация и прекращение спада в экономике, развитие внешнеэкономических связей и освоение современных методов менеджмента.
Исходя из вышеуказанных финансовых услуг, предоставляемых банками и другими финансовыми учреждениями, можно провести параллель, которая показывала бы возможности их использования коммерческими банками Республики Молдова и, именно, АКБ "Banca Social=" (схема 1).
Схема № 1
Услуги, оказываемые АКБ "Banca Social="
Прием, выдача вкладов и других сбережений |
Привлечение и предоставле-ние кредитов |
Осуществление расчетов по пору-чению клие-нтов и банков-корреспон-дентов |
Покупка и продажа век-селей |
Покупка у организаций и граждан и продажа им наличной валюты, находя-щейся на счетах и во вкладах |
Кассовое обслуживание клиентов | |
Покупка и продажа за границей драгоценных металлов и природных драгоценных камней, а также изделий из них |
Ведение счетов клиентов и банков-корреспонден-тов | |
Привлечение и размеще-ние драгоценных метал-лов на счета и во вклады и иные операции с этими ценностями в соответст-вии с международной банковской практикой |
Финансирование капита-льных вложений по пору-чению владельцев или распорядителей инвести-руемых средств | |
Оказание консультацион-ных услуг |
Покупка, хранение и про-дажа платежных докумен-тов, ценных бумаг и дру-гие, связанные с ними операции |