КФУ, связанные с организационными возможностями:
- уровень информационных систем (особенно важен при осуществлении авиаперевозок, аренде автомашин, в индустрии кредитных карт, гостиничном деле и т.д.);
- способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию (хорошо отлаженный процесс принятия решений, требуется немного времени для вывода новых товаров на рынок);
- больший опыт и ноу-хау в области менеджмента;
Прочие КФУ
- благоприятный имидж/репутация фирмы у покупателей;
- общие низкие затраты (не только производственные);
- выгодное расположение (особенно важно для розничной торговли);
- приятные в общении, доброжелательные служащие;
- доступ на финансовые рынки (особенно важен для молодых фирм, работающих в рискованных или капиталоемких отраслях);
- наличие патентов.
Наиболее многообещающий способ определения того, насколько крепко фирма удерживает свою конкурентную позицию, - это количественная оценка по сравнению с соперниками каждого из ключевых факторов успеха и каждого существенного индикатора конкурентной силы. В процессе анализа отрасли и конкурентного анализа выявляются ключевые факторы успеха и конкурентные критерии, которые и делят участников рынка на лидеров и аутсайдеров. Исследование конкурентов и их сравнительная оценка являются основой для определения преимуществ и возможностей основных соперников.
В таблице 1 приведен пример оценки конкурентной силы на предприятии ЗАО "Санаторий "Москва". В примере используются не взвешенные оценки. В этом случае предполагается, что каждый ключевой фактор успеха/конкурентная сила одинаково важны.
Таблица 1 - Пример оценки конкурентной силы на предприятии ЗАО "Санаторий "Москва" (шкала оценок: 1 - очень плохо; 10 - очень хорошо)
Ключевые факторы успеха/ оценка силы |
ЗАО "Санаторий "Москва" |
Мелкие конкуренты |
Местные санатории |
Качество/характеристики услуги |
10 |
2 |
6 |
Репутация/имидж |
10 |
2 |
7 |
Производственные возможности |
9 |
5 |
9 |
Грамотное использование технологии (технологические навыки) |
9 |
4 |
3 |
Сбытовая сеть |
8 |
3 |
4 |
Маркетинг /реклама |
7 |
3 |
8 |
Финансовое положение |
8 |
4 |
5 |
Издержки в сравнении с конкурентами |
6 |
7 |
5 |
Обслуживание клиентов |
9 |
2 |
5 |
Дизайн услуг |
9 |
2 |
6 |
Не взвешенная общая оценка |
85 |
34 |
58 |
Компания, которая имеет наиболее высокую оценку по данному фактору, имеет конкурентное преимущество. Размер этого преимущества отражается разницей между оценкой компании и оценками ее конкурентов.
Высокие оценки показателей, характеризующих конкурентную силу, говорят о сильной конкурентной позиции и наличии конкурентного преимущества. Напротив, низкие оценки в этом случае свидетельствуют о слабой конкурентной позиции и о конкурентных недостатках.
Как мы видим, конкурентная позиция ЗАО "Санаторий "Москва" достаточно сильна, поскольку почти все из ключевых факторов успеха могут быть оценены высокими баллами. Это говорит о том, что у предприятия есть конкурентные преимущества. Здесь налицо конкурентное отставание мелких производителей и санаториев. Налицо необходимость выработки стратегии, способной улучшить их положение по отношению к ЗАО "Санаторий "Москва" в долгосрочной перспективе. Необходимо превратить свои сильные конкурентные стороны в конкурентные преимущества и принимать стратегические решения, способные защитить их предприятия от конкурентных недостатков.
Для того, что бы стратегия предприятия была эффективной необходимо проанализировать и внешнюю среду.
Весьма популярным методом исследований происходящих в макросреде событий является PEST (политический / правовой, экономический, социокультурный и технологический) анализ. Факторы макросреды оказывают различное, изменяющееся со временем влияние на стратегию бизнеса. ПЭСТ анализ призван облегчить оценку менеджментом влияния факторов внешней среды на стратегию, он привлекает внимание к динамической природе деловой среды и подчеркивает необходимость периодического пересмотра планов.
Далее представлены идентификации факторов макросреды.
Политический/правовой:
- Трудовое законодательство.
- Налоговая политика.
- Устав компании.
- Политика приватизации / дерегулирования.
- Законодательство об охране окружающей среды.
- Общественный контроль над расходами.
- Директивы Европейского союза.
- Социокультурный:
- Демографические изменения.
- Развитие системы ценностей общества.
- Перемены в образе жизни (например, изменения состава семей, отношений к работе и к свободному времени).
- Изменения вкусов и предпочтений потребителей (например, отношение к вопросам охраны окружающей среды).
- Уровни образования.
- Экономический:
- Процентные ставки и уровень инфляции.
- Доверие потребителей.
- Цикл деловой активности.
- Перспективы экономического роста.
- Уровень безработицы.
- Чистый доход после уплаты налогов.
- Издержки заработной платы.
- Конкуренция, альтернативные поставщики.
Технологический: