Все множество целей организации можно разделить на 4 вида:
- экономические - получение прибыли от реализации продукции, работ, услуг;
- научно-технические - обеспечение современного научно-технического уровня продукции и разработок, совершенствование технологий и прочее;
- производственно-коммерческие - производство и реализация продукции или услуг в заданном объёме и с необходимой ритмичностью;
- социальные - достижение необходимой степени удовлетворения социальных потребностей работников.[9,С.130].
Поскольку социальная цель является основой формирования целевой направленности системы у.п., то структуризация этого вида целей рассматривается отдельно и более подробно.
Среди целей, сформированных по факторному признаку, следует выделить целевое обеспечение общих функций управления, которые действуют на всех уровнях управления:
·планирование (координация ожидаемых результатов и способов их достижения);
- организация и регулирование (координация действий для достижения результата);
- учёт и контроль (получение информации о достижении результатов);
- стимулирование (распределение финансовых ресурсов между всеми звеньями и объектами).
Планирование - это начало и основа управления. Различают стратегическое, оперативное и текущее планирование. Любой план должен удовлетворять принципам:
1) быть экономически обоснованным и рациональным;
2) опираться на реальные возможности организации;
3) должен быть достаточно гибким для внесения изменений без ущерба для достижения поставленных целей.
Организация - создание такой системы, в которую логично вписываются три компонента: работающий человек или группа людей, экономические отношения, технические средства.
Хороший организатор не тот, кто хорошо работает только сам, а тот у кого работают хорошо и подчинённые. Основные принципы управления:
- чёткое разделение труда;
- чёткая регламентация полномочий и степени ответственности каждого работника;
- строгая дисциплина;
- принцип единоначалия;
- принцип единства направления: коллектив должен иметь единую цель, единый план, единого руководителя;
- подчинённость личных интересов общим интересам;
- справедливое вознаграждение работников;
- централизация в системе управления;
- четкая регламентация полномочий руководителя;
- принцип справедливости в разрешении конфликтных ситуаций;
- принцип стабильности рабочих мест;
- поощрение инициативы низовых работников.
Формы организации деятельности:
·делегирование полномочий (передача части управленческих функций более низкому уровню, но с сохранением ответственности);
·регламентирование прав. Обязанностей, профессиональных функций (юридическое оформление прав в должностных инструкциях, трудовых контрактах);
·создание организационной структуры;
·нормирование трудозатрат и норм времени;
·инструктаж работников;
·принятие управленческих решений.
В структуре предприятия выделяют подсистемы:
- технологическая система поведения;
- формальная организационная структура (структура подчинения прав, обязанностей, зафиксированная в юридических документах);
- неформальная структура (решение деловых задач не по формальным правилам, а на основе человеческих отношений. Чем более выражена неформальная структура, тем хуже предприятие);
- неформальная межличностная структура отношений в коллективе, симпатии, антипатии.[7,С.73]
Стимулирование - необходимо для того, чтобы вызвать высокую мотивацию, желание сотрудников выполнять поставленную задачу наиболее эффективно.
Система целей для у.п. рассматривается двояко. С одной стороны она должна отвечать на вопрос: каковы конкретные потребности работников, удовлетворение которых они в праве требовать у администрации. С другой стороны, система должна определить: какие цели ставит перед собой администрация по использованию персонала и какие для этого необходимо создать условия. Эти цели не должны быть противоречивыми.
Система целей служит базой для определения состава функций управления. Для формирования функций необходимо выявление их объектов и носителей. Носителями функций управления выступают: руководство организации, заместители руководителей (включая линейных руководителей, которые одновременно являются и объектами управления), руководитель службы управления персоналом или заместитель директора по кадрам, специализированные подразделения по управлению персоналом и специалисты по управлению персоналом (они также одновременно являются и носителями и объектами). Объектами управления являются все сотрудники организации.
Современная концепция у.п. склоняется к приоритетности передачи большого объёма управленческих функций непосредственным руководителям того или иного коллектива. При этом они должны получать необходимую профессиональную и методическую помощь.
Общей и главной задачей у.п. является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.
Качественные характеристики:
- Способности (уровень образования, объём знаний, профессиональные навыки, опыт работы);
- Мотивация (круг профессиональных и личных интересов, стремление достичь чего-либо);
- Личные качества, влияющие на выполнение профессиональной роли.
Служба у.п. решает ряд задач, которые можно разделить на основные и дополнительные. К основным относятся:
- разработка кадровой концепции, кадровой политики, предоставление кадровых систем и инструментов;
- оформление трудовых взаимоотношений;
- набор, условия принятия на работу, отбор, определение требований и задач вакантных должностей, проведение собеседования планирование карьеры;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
- выявление социальной напряжённости и её снятие;
- анализ рабочего места и рабочих процессов;
- оценка результативности труда работников;
- консультирование и поддержка руководящих работников;
- соучастие в принятии решений по кадровым вопросам;
и т.п.
Дополнительные задачи: охрана туда и техника безопасности, расчёт и выплата зар.платы, оказание различного рода услуг (например, информирование, решение социальных проблем людей и проч.).[9,С.137]
Свои задачи служба у.п. может выполнять через:
- консультирование линейных руководителей;
- совместную с линейными руководителями разработку решений и мероприятий по их реализации;
- собственные управленческие полномочия по выполнению соответствующих мероприятий (например, маркетинг персонала).
Организационный статус службы у.п. определяется уровнем организационного, финансового, потенциального развития организации и позиции её руководства.
Основные тенденции в развитии функционального разделения труда по у.п. организации:
- выделение практически всех функциональных направлений, охватывающих комплекс проблем у.п. в деятельности фирмы;
- широкое развитие внешних консультативных посреднических фирм, работающих с организациями на договорной основе, активная интеграция между организациями по реализации задач у.п.;