В зависимости от источника возникновения в рамках ИОТЛ выделяют внешнюю и внутреннюю информацию, образующую информационные ресурсы транспортно-логистической цепочки.
Пример внутренней логистической информации: о транспортных услугах, затратах, тарифах, сервисе, транспортно-технологических процессах, сферах применения услуг / процессов, методах транспортировки, поставки.
Пример внешней логистической информации: о рынках, конкурентах, потребностях клиентов, изменении транспортного законодательства, экономическом механизме и т.д.
Управление информационными ресурсами означает:
· оценку информационных потребностей на каждом логистическом уровне и в рамках каждой функции логистического менеджмента;
· изучение и рационализацию документации, организацию эффективного обмена электронными документами;
· преодоление проблем несовместимости типовых данных;
· создание системы управления данными и некоторые другие.
В результате взаимодействия ИТ и информационных ресурсов (ИР) создается новая логистическая информация, которая передается в распоряжение пользователей – менеджеров по логистике. Транспортно-логистические предприятия, объединенные в цепочку, заинтересованы в получении своевременной и точной информации на всех уровнях управления. Полученная при этом логистическая информация рассматривается как ресурс, самостоятельный фактор транспортно-перевозочной деятельности. На рис. 4. показаны основные процессы, уровни и объекты ИОТЛ.
Основное внимание должно быть уделено изучению структуры ресурса и его использования, включая воздействие на динамику изменения логистических затрат. Информационное обеспечение через инструменты информационной интеграции охватывает стратегический, тактический и оперативный уровни деятельности предприятия (альянса). Главная цель – целенаправленное использование логистической информации как ресурса в транспортно-логистической цепочке.
Подводя некоторые итоги, следует подчеркнуть, что важнейшим индикатором полноты и качества информационных ресурсов в транспортной логистике (а значит, и их эффективности) является степень удовлетворенности запросов потребителей на перевозку грузов. Соответственно, неудовлетворение информационным обеспечением свидетельствует:
об отсутствии необходимой информации о грузах, транспортных процессах, условиях перевозки;
запаздывании поступления информации на запросы;
рассогласовании между уровнем профессиональной подготовки персонала, создающего логистическую информацию, и персонала, использующего ее;
неразвитости коммуникационной сети между различными объектами транспортной логистики;
существовании системы различных видов неоправданных ограничений по допуску к информационным ресурсам и их использованию;
неактуальности накапливаемой информации, вызванной изменением проблем и задач у пользователей логистической информации;
отсутствии эффективных методов слежения за качеством информационных ресурсов.
Создание системы ИОТЛ – важное стратегическое решение, требующее от логистических менеджеров предприятия комплексного учета технологических, экономических, организационных и социально-психологических особенностей ее развития. Отношение к логистической информации как к ресурсу означает, что по аналогии с использованием других ресурсов должен быть создан эффективный механизм управления им на базе единых стандартов информационного обеспечения.
Рис. 4. Система управления логистическими информационными ресурсами