Введение
Рассматривая законы организации, функционирование организации, адаптацию организации в условиях рынка, возникает вопрос, почему одна организация быстро реагирует на окружающую обстановку и изменения, добивается эффективного функционирования, а другая нет. Дело в том, что эти организации имеют разную культуру.
Целью работы является рассмотрение культуры в теории и на конкретных примерах. В реферате рассмотрены различные понятия культуры, отражающие её сущность, показана взаимосвязь цивилизации и культуры как её продукта, перечислены основные типы и виды культуры и их характеристика.
Особое внимание уделено организационной (корпоративной) культуре как особому виду общей культуры, её типологии.
На конкретных примерах рассмотрена организационная культура как культура организации, что подчёркивает значение культуры в функционировании организации.
Теоретические аспекты вопроса разделены на несколько блоков:
– понятие, сущность культуры;
– типология, виды культуры;
Культура – это совокупность знаний, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица и совокупность носителей, которые раскрывают эти значения.
Культура от лат. «cultura» – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории.
Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека, равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.
Культура рассматривается как:
– специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;
– качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.);
– особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта; художественная, экологическая, политическая культура).
Культура выступает как механизм передачи социального опыта. Охватывая все стороны человеческого бытия, она предстает как процесс воспроизводства человека во всем богатстве его свойств, потребностей, универсальности. В этом смысле культура есть процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в самом человеке.
Культура является продуктом человеческой цивилизации (У А. Тойнби цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков.), т.к.:
культура – объективно-субъективные явления. Субъективна, т.к. действующее лицо человек;
человек – хранитель культуры. Он сохраняет культуру в своем сознании, своей памяти;
человек – носитель культуры;
человек – потребитель культурных ценностей. Распространение и использование культурных ценностей зависит от возможностей конкретных субъектов.
Культура бывает духовной и материальной.
Духовная культура охватывает сферы сознания, духовного производства – познание, нравственность, воспитание и образование, также философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию. Т.е. идеальные образы (смыслы, ценности, социальные нормы, социальные ориентиры) и знания (научные и практические).
Материальная культура включает в себя вещи, например, материально-предметную деятельность, материально-предметные отношения, социальные организации, окружающую среду. Т.е. средства воспроизводства и сообщения, орудия труда, жилище, технические сооружения, все то, что является искусственной средой или средой обитания, а также производственные технологии и специфические формы общения людей в процессе производства, трудовой и творческий потенциал людей, их технические знания; социальные институты, системы власти, здравоохранения, образования, воспитания, отдыха, досуга;
Культура бывает мировой и национальной.
Мировая культура – постоянное взаимодействие национальных культур.
Национальная культура – культура страны. В ней можно выделить региональные культуры, городские и проч. Неотъемлемой частью национальной культуры является деловая культура – это сложный феномен, включающий в себя деловые традиции, способы принятия решений, стиль ведения переговоров и менеджмента, принятые в конкретной стране.
Как виды – массовая, элитарная, контркультура.
Массовая культура – феномен, охватывающий многообразные и разнородные явления культуры, получившие распространение в связи с научно-технической революцией, развитием коммуникационных и репродуктивных систем, глобализацией информационного обмена и пространства.
Элитарная культура – совокупность специфических форм, создаваемых в сферах искусства, литературы, моды, а также предметов индивидуального производства и потребления, роскоши, продуцируемых в расчете на то, что они будут востребованы и поняты лишь небольшой группой людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и материальными средствами, называемой в силу этого «элитой» общества.
Неотъемлемой частью культуры является контркультура – совокупность феноменов и социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам той или иной культуры, находящихся в оппозиции к господствующим образцам (молодёжная культура, андеграунд).
Можно отметить также существование таких видов как: политическая, экономическая, экологическая, эстетическая, религиозная, правовая и другие.
Организационная культура – это совокупность общественно прогрессивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений. Организационные отношения – это взаимодействие, противодействие или нейтральное отношение элементов организации внутри или вне её. [4, с. 278]
Исходя из этого определения, можно выделить внешнеориентированную и внутриорентированную культуры.
Организационная культура – это система общих ценностей, правил и норм поведения, принимаемых членами организации. Это позволяет обеспечить организованность деятельности по реализации миссии и целей организации. [1]