Как писал Р. Стогдилл, «лидерство есть связь, которая существует между людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно будут ими в других ситуациях». Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор лидера и детерминируют его поведение. Так, например, стать лидером в криминальной организации могут ловкие, бойкие, аморальные личности, способные в любой момент преступить закон и нормы социальной справедливости. Ясно, что в другой ситуации, например среди сотрудников религиозной организации, занимающейся благотворительной деятельностью, такого типа личности не имели бы шансов на лидерство.
С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты лидера в производственной деятельности, другой — на собрании трудового коллектива, третий — в межличностном общении и т.п. В целом же лидеров отличают главным образом целеустремленность, уверенность в своих силах, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, а также компетентность.
Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, но не абсолютизирует их, отдает приоритет в объяснении природы лидерства обстоятельствам. Однако центральные для ситуационной теории утверждения о ведущей роли ситуации в формировании лидерства подтверждаются далеко не полностью. Эта концепция подвергается острой критике за то, что она недостаточно отражает активность лидера, его способность правильно и своевременно оценить и изменить ситуацию, найти решение острых проблем.
Были проведены сотни исследований, породившие предельно длинный список лидерских качеств. Р. Стогдилл в 1948 г. и Р. Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные черты. Так, Стогдилл пришел к выводу, что лидера характеризуют в основном пять качеств:
· ум или интеллектуальные способности;
· господство или преобладание над другими;
· уверенность в себе;
· активность и энергичность;
· знание дела.
Однако эти пять признаков не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями.
В какой же мере руководитель должен обладать лидерскими качествами? В какой – то степени, я согласен с Р. Стогдиллом, который выделил 11 ключевых позиций + 3 новых позиции:
1. Лидерство - центр групповых интересов. Лидер – духовно-эмоциональный центр группы.
2. Человек успешно добивается и удерживает лидерские позиции.
3. Лидер умеет добиваться согласия, консенсуса, лояльности и сотрудничества со стороны ведомых, умения улаживать конфликты. Группа подчиняется воле лидера.
4. Лидерское поведение.
5. Лидерство – достижение цели, результат, удовлетворение потребностей группы.
6. Лидерство – межличностные отношения, когда члены группы выполняют задание потому, что они хотят это делать.
7. Лидер умеет убеждать, поощрять, побуждать к действию силой собственного примера (политические, общественные, неформальные организации).
8. Анализ межличностных отношений. Влияние лидера на группу.
9. Лидер доминирует над другими, преодолевает сопротивление последователей.
10. Ролевая дифференциация. Один индивид влияет на других, а другие реагируют на это влияние.
11. Лидер стремится узаконить (легитимизировать) свой лидерский статус.
12. Эмоциональная зрелость.
13. Видение перспективы.
14. Следование особым ценностям.
В 1948 году Р. Стогдилл сделал обзор 124 исследований, посвященных изучению лидерских качеств. В результате, он выделил ряд наиболее присущих лидерам черт: интеллект, стремление к знаниям, надежность, ответственность, активность, социальное участие. Однако автор также отметил, что в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживали разные личностные характеристики. В результате Стогдилл пришел к выводу, что «человек не становится лидером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств».
До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.
Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. (Например, книга Р.Л. Кричевского “Если вы - руководитель” об элементах психологии менеджмента в повседневной работе руководителя и лидера в организации, а по технологии лидерства - коллективная работа авторов московского центра политических исследований “Никколо М “ “Имидж лидера”.)
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Конец 80-х, начало 90-х годов охарактеризовались новым подъемом интереса к исследованию лидерских черт. Это было обусловлено необходимостью выявления и специальной подготовки людей с лидерским потенциалом для постоянно растущих потребностей бизнеса, армии и социальной сферы.
Лорд, Де Вадер и Аллигер в 1986 сделали вывод, что есть шесть черт, которые отличают успешных лидеров от всех остальных.
Это:
ум;
экстроверсия;
доминантность;
мужественность;
консерватизм;
стремление быть лидером.
Киркпатрик и Лок (1991) исследовали лидерство и выявили следующие лидерские черты:
сила, напористость, упорство (достижения, амбиции, энергия, настойчивость, инициатива);
лидерская мотивация (персонализированная или социализированная);
честность и целостность;
уверенность в себе (включая эмоциональную устойчивость);
познавательные способности (способность отсортировывать иинтерпретировать широкий диапазон разнообразной информации);
знание дела, профессионализм.
Кикрпатрик и Лок подчеркивали, что для того, чтобы быть эффективным лидером нужно не просто обладать списком лидерских черт. Лидерские черты - составляют лишь потенциал для осуществления лидерства. Собственно лидера отличает способность видеть перспективу и осуществить ее.
На основании многолетнего исследования российского опыта лидерства в менеджменте мы выделяем следующий набор лидерских качеств:
ум;
доминирование;
упорство;
уверенность в себе, эмоциональная устойчивость;
решительность;
знания, необходимые для выполнения задачи.
Ум. Некоторые исследователи указывают в качестве необходимого лидерского качества интеллект, однако когда мы говорим об уме, мы подразумеваем нечто большее, чем просто интеллект. Хотя вряд ли кто-нибудь будет спорить, что наличие интеллекта, по крайней мере, не ниже среднего уровня, для лидера необходимо. Когда мы говорим об уме, мы подразумеваем и развитую интуицию, проницательность. В последнее время в обиход ученых также вошел термин «эмоциональный интеллект», который подразумевает умение сопереживать, а, кроме того, адекватно выражать свои эмоции. Таким образом, когда мы говорим об уме, мы подразумеваем интегральное понятие, включающее и интеллектуальную и интуитивную, а также эмоциональную составляющие.