оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении компанией, внедрение прогрессивных структур управления, информационных технологий и т.п.
Общая характеристика стадии роста приведена в таблице 2.2
Таблица 2.2 Общая характеристика стадии роста
Характеристики |
Стадия роста |
Тип орг. структуры |
Централизованная, формальная |
Коммуникации и планирование |
Умеренно-формальные, бюджет |
Метод принятия решения |
Профессиональное управление, аналитические инструменты |
Темп роста организации |
Замедление позитивного роста |
Возраст и размер организации |
Большая и старая |
Если организации удается удержаться на волне, стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке уже в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей стадии - стабилизации.
Как уже говорилось выше, для того, чтобы провести оценку деловой среды организации, рекомендуется оценить ее по таким параметрам, как сложность, стабильность и неопределенность.
В данной работе будет проанализирована деловая среда Профессионального лицея №XXX X-кого края (далее - Лицей). Лицей является Государственным образовательным учреждением, предоставляющим услуги начального профессионального образования.
Попробуем проанализировать деловую среду Лицея с точки зрения различных элементов, с которыми контактирует Лицей.
В первую очередь Лицей - это государственное учреждение, т.е. находящееся на финансировании у бюджета. В связи с этим деятельность Лицея напрямую зависит от финансирования (это и выплата заработной платы работникам, и оплата коммунальных услуг и пр. платежи). В декабре 2008 года произошло изменение тарификации заработной платы в подобных учебных заведениях. И Лицей также столкнулся с необходимостью проведения срочного перерасчета. С этой целью необходимо было тесное взаимодействие с централизованными контролирующими организациями, что и осуществилось на практике. В данном случае речь идет о тесном взаимодействии с такими элементами деловой среды, как государственные органы и законотворчество. Негибкая реакция Лицея на изменения в законодательстве могла бы повлечь за собой несвоевременные выплаты сотрудникам и, как следствие, нарушение законодательства.
Также финансовая деятельность Лицея непосредственно зависит и от налоговых органов (перечисление различных видов налогов и сборов), банков (заработная плата сотрудникам и стипендии учащимся перечисляются на банковские карты) и других финансовых организаций.
Деятельность Лицея напрямую зависит также от количества учащихся, обучающихся в учебном заведении. В связи с этим регулярно осуществляется взаимодействие со следующими элементами деловой среды:
Средние школы г. N-ска и XXX края: проведение профориентационной работы среди учащихся школ с целью привлечения будущих абитуриентов;
Вечерняя школа, с которой заключен договор на получение учащимися Лицея полного среднего образования;
Средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение и пр): проведение рекламных кампаний с целью привлечения будущих абитуриентов;
Ведется взаимодействие с Центром занятости г. Краснодар: на базе Лицея работают курсы переквалификации и повышения квалификации. Набор осуществляется как своими силами, так и по направлению Центра занятости.
Кроме указанных элементов деловой среды в данной организации есть еще и такие элементы, как социальные партнеры. Это организации, которые способствуют прохождению на своих производственных территориях практики учащимися Лицея, осуществляя при этом дополнительное финансирование Лицея, а также в будущем предоставляют места для трудоустройства учащихся. Данный факт, т.е. наличие мест для трудоустройства в будущем, также является привлекательным для абитуриентов.
Взаимодействие со всеми вышеперечисленными элементами деловой среды является постоянным и стабильным. Отсутствие подобного взаимодействия, т.е. отсутствие указанных элементов деловой среды Лицея, может повлечь за собой отсутствие заявленного набора учащихся и уменьшение финансирования организации из бюджета.
Одним из основных элементов деловой среды Лицея являются непосредственно абитуриенты, учащиеся и их родители. Эти элементы изменяются, не являются постоянными, ограничиваются сроком обучения (от 2-х месяцев на курсах повышения квалификации до 2-х лет непосредственно обучения в Лицее)
Как у любой организации, осуществляющей какой-либо род деятельности, у Лицея также есть свои конкуренты (один из элементов деловой среды). Образовательные услуги по обучению профессиям "Повар-кондитер", "Коммерческий агент" предоставляют и другие профессиональные лицеи города и края. Наличие конкурентов заставляет Лицей постоянно совершенствоваться, вводить какие-либо новшества в свою деятельность. Так например в настоящее время разрабатываются программы по обучению новым специальностям, составляются стратегические планы как на ближайшее будущее Лицея, так и на перспективу.
Итак, как в любом учебном заведении, в деловой среде Лицея присутствует большое число элементов, и они подвержены изменениям, которые, однако, происходят постепенно и их можно предвидеть. Так, в деловое окружение Лицея входит огромное число разнообразных элементов: абитуриенты, учащиеся, вечерняя школа, выпускники, родители, департамент образования Краснодарского края, налоговая служба, банк; многочисленные издательства, газеты, журналы, телевидение, радио, с помощью которых осуществляется реклама услуг лицея; и многие другие элементы деловой среды.
На настоящий момент Профессиональный лицей № 75 считается одним из лучших лицеев края. Это способствует большему количеству социальных партнеров, привлекает абитуриентов.
Исходя из всего вышесказанного, деловую среду Лицея можно оценить как сложную и стабильную. В то же время такая деловая среда представляет большую степень неопределенности. Однако элементы такой среды не изменяются быстро и неожиданно. Поэтому, если организация сталкивается с этим видом окружения, эффективность ее деятельности во многом будет зависеть от того, сколько элементов деловой среды она выявит и проанализирует и как она будет учитывать их влияние.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному необходимо отметить следующее. Что касается деловой среды организации, то тут необходимо учитывать ряд факторов.
Руководитель должен учитывать деловое окружение в целом, поскольку организация является открытой системой, зависящей от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.