Счастлив тот наниматель, который не сталкивается с необходимостью наказывать своих нерадивых работников. Рано или поздно наниматели приходят к необходимости применения к работникам тех или иных мер взыскания.
На сегодняшний день практически все наниматели связывают ответственность работников с мерами материальной ответственности. Постепенно сглаживалось и в конечном итоге практически сошло на нет психологическое, воспитательное, стимулирующее действие приказов о применении к работнику дисциплинарного взыскания. Речь уже не идет о таком высказывании, как "Они позорят честь нашего завода!". Все чаще практикуется наказание работника "рублем", и это в очередной раз подтверждает, что моральный аспект приказа о применении дисциплинарного взыскания, не подкрепленного при этом, допустим, лишением премии за соответствующий период, перестал иметь свое влияние на "стыд и совесть" нерадивых работников.
Зачастую желание, во что бы то ни стало наказать неоправданно и незаконно. Основными ошибками нанимателей при привлечении работника к ответственности являются:
1. Применение мер материальной ответственности работника за дисциплинарный проступок.
2. Применение мер материальной ответственности к работнику, не имея подтверждения о виновности данного работника в нанесении ущерба.
3. Применение мер материальной ответственности к работнику с нарушением требований законодательства об условиях и порядке применения таких мер.
Попробуем внести некоторую ясность в данном вопросе. Первая непреложная истина, которая должна быть принята нанимателем как аксиома: трудовое законодательство Республики Беларусь в целом, а Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК) в частности, устанавливает однозначно и четко, без разночтений, два вида ответственности работников: дисциплинарную и материальную.
Это два совершенно самостоятельных вида ответственности работников перед нанимателем. У них совершенно разные основания, меры и порядок привлечения к ответственности работников.
Дисциплинарная ответственность устанавливается за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) 1.
Противоправным признается такое поведение (действие или бездействие) работника, при котором он не исполняет (или не должным образом исполняет) трудовые обязанности, возложенные на него ТК, правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией, коллективным, трудовым договорами.
Дисциплинарный проступок по своей природе не связан с нанесением прямого материального ущерба нанимателю, хотя и может послужить причиной нанесения такого ущерба.
Такие явления, как опоздание на работу, необоснованное отсутствие на рабочем месте, отказ выполнять действия, напрямую предусмотренные должностной инструкцией, распитие спиртных напитков на рабочем месте и т.д. - вот далеко неполный перечень популярных дисциплинарных проступков.
Уличив работника в подобных нарушениях, перед нанимателем встает вопрос: "Какие меры можно применить к такому работнику?".
За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение (п. 4, 5, 7, 8 и 9 ст. 42, п. 1 ст. 47 ТК).
Для отдельных категорий работников с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания (согласно ст. 204 ТК к работникам с особым характером труда относятся работники транспорта, таможенной службы и другие категории, определяемые Правительством Республики Беларусь).
Хотелось бы обратить внимание нанимателей, что закон не предусматривает введения нанимателем каких-либо штрафов (например, за опоздание на работу), начисление каких-либо баллов для нарушителей, установления товарищеских судов и прочее.
Перечень мер дисциплинарных взысканий, установленных ст. 198 ТК, является исчерпывающим. При этом основания применения такой крайней меры дисциплинарного взыскания, как увольнение работника, строго ограничены четким указанием оснований, предусмотренных ТК.
Весьма болезненным для нанимателей является вопрос сроков наложения дисциплинарного взыскания и порядок его оформления.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске.
Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда о проступке стало известно лицу, которому работник непосредственно подчинен 2.
Казалось бы все ясно, но все же стоит остановиться и задуматься. Приведенная норма устанавливает срок для наложения взыскания, однако не оговаривает подробно порядок установления факта совершения работником дисциплинарного проступка.
Каким образом может быть установлен факт совершения дисциплинарного проступка? Совершенно недостаточно, схватив работника за руку, торжественно объявить во всеуслышание: "Иванов отсутствовал на рабочем месте без уважительной причины!". Любые факты в таком положении должны быть подтверждены документально.
Факты хищения имущества, грубое нарушение правил охраны труда могут быть установлены в ходе ревизии, проверки деятельности предприятия компетентными уполномоченными органами. Документами, подтверждающими факты совершения дисциплинарного проступка, будут соответствующие акты и постановления.
Несколько по-другому обстоит дело с такими проступками, как отсутствие без уважительных причин на рабочем месте, появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, неисполнение прямых трудовых обязанностей. Обнаруживают факты совершения таких дисциплинарных проступков, как правило, прямые руководители.
Исходя из практики взаимоотношений работников и нанимателей, рекомендуем следующий примерный порядок действий:
1. При обнаружении совершения работником дисциплинарного проступка немедленно (при первой же возможности) потребовать от работника письменное объяснение его действиям (бездействию). Если поводом для обращения внимания на действия работника стала жалоба третьего лица, попросить предоставить письменное заявление.
Примеры:
А) мастер обнаружил отсутствие токаря на рабочем месте. Найдя работника через час, мастер требует от токаря дать письменное объяснение, что он делал в промежутке с 8.15 до 9.15, т.е. в то время, когда он должен был находиться на рабочем месте;
Б) покупатель пожаловался администратору на действия продавца. Администратор просит написать покупателя заявление с указанием конкретных претензий к действиям продавца. Заметим, что заявление может быть написано как отдельно, так и в книгу жалоб и предложений.
2. Если работник отказался давать письменные пояснения своим действиям, составляется акт с участием свидетелей. В акте должно отражаться: