Введение
Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь.
Многолетний опыт принятия решений сходился всего лишь на интуитивном полагании на свой опыт. Но ответственность за принятие организационных решений – тяжелое моральное бремя, от индивидуального решения в организации может зависеть судьба самой организации и отдельных ее членов. Поэтому руководитель в сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире не может принимать непродуманных решений. Менеджер, принимающий те или иные управленческие решения, должен сочетать в себе определенные качества: искусство анализа ситуаций, глубокие профессиональные знания, приемы и методы принятия решений, профессиональные навыки в работе с людьми и другие.
Для принятия управленческих решений применяются разнообразные методы. В данной работе я попыталась охарактеризовать выработку решений в диалоге «человек-машина».
В современных условиях хозяйствования становится все более очевидным тот факт, что сложившаяся система управления не отвечает потребностям предприятия как операционной системы. Сложившиеся вертикальные связи до сих пор в полной мере не замещены горизонтальными, на которых, собственно, и основывается западная система принятия управленческих решений. В настоящее время отечественные предприятия в системе менеджмента не используют принципы организации эффективного управления, таким образом, повышение эффективности принятия управленческих решений в современных экономических условиях является актуальной и своевременной темой. В целях повышения эффективности системы менеджмента на предприятии необходимо рассматривать две задачи.
1. Обоснование необходимости создания внутри предприятия как операционной системы условий для повышения «креативности» не только управленцев низшего и среднего уровней, но и рядовых сотрудников за счет наделения их некими полномочиями в процессе принятия решения. Их предложения по совершенствованию такой системы в целом и альтернативные решения по отдельным производственным, финансовым и управленческим вопросам могут стать основой в разрабатываемой предприятием стратегии функционирования.
2. Эффективность принятых решений невозможно оценить без применения математического аппарата и программного обеспечения [5].
Одним из методов принятия решения является выработка решений в диалоге «человек-машина» представляет собой многократное чередование эвристических (выполняемых человеком) и формализованных (выполняемых ЭВМ) этапов.
В процессе диалога «человек-машина» происходит совместное конструирование решений по ходу изменения производственной ситуации (метод последовательной оптимизации) с постепенным вводом существенных фактов, т.е. алгоритм решения устанавливается не заранее, а в процессе расчета на ЭВМ [1].
В современных системах поддержки принятия решений (СППР) обеспечивается эффективная связь (симбиоз) человека и компьютера, предполагающая использование наиболее сильных качеств каждого участника этого процесса (табл. 1) [3].
Таблица 1 Характеристика составляющих симбиоза «человек-машина»
№ |
Человек |
Компьютер |
1 |
Способен реагировать на неожиданные события |
Трудно составить программу, реагирующую на все случайные события |
2 |
Хорошо обучается |
Эффективность обучения определяется программистом |
3 |
Плохо хранит информацию |
Хранит информацию в любых объемах неограниченное время |
4 |
Ограничена пропускная способность |
Пропускная способность не имеет ограничений |
5 |
Часто ошибается |
Функционирует безошибочно |
6 |
Не может решать одновременно несколько задач |
Возможность решения нескольких задач имеется |
7 |
Медленно считает |
Скорость неограниченна |
8 |
Снижает работоспособность со временем |
Работоспособность постоянна |
9 |
Теряет терпение |
Работает как автомат |
10 |
Может накапливать знания, не изменяя мышления и не забывая известные факты |
Изменение любой части информации влияет на ее общую структуру |
11 |
Выбирая нужную информацию, автоматически подключает относящиеся к делу факты, не перебирая все известные знания |
Не может выделять наиболее актуальную информацию |
Программной основой СППР являются экспертные системы.
Экспертная система — это программа, ориентированная на решение плохо формализованных задач в определенных предметных областях на уровне специалистов-экспертов.
При работе экспертных систем:
- выдвигаются и проверяются гипотезы;
- вырабатываются новые данные и знания;
- формируются запросы на ввод новых данных;
- формируются выводы и рекомендации.
Плохо формализованные задачи обладают следующими характеристиками:
- не могут быть заданы только в числовой форме;
- цели не могут быть представлены в терминах точно определенной целевой функции;
- не существует четкого алгоритма решения задачи;
- исходные данные неполны и неоднозначны.
Структура ЭС представлена на рис. 1.
Рис. 1. Типовая структура экспертной системы
В базе знаний хранятся так называемые правила, под которыми понимаются логические и алгоритмические выражения (операции).
Машина вывода — программа, которая формирует последовательность логических и вычислительных операций в алгоритм, на основе которого обеспечивается получение результата.