Введение
Проблема руководства, стиля организации управления является актуальной в связи с развитием рыночных отношений в Российском бизнесе. Основной целью любой организации становится повышение уровня производства и реализации продукта или услуги, которые основаны на продуктивной работе сотрудников этой организации. Достижение оптимального результата возможно в случае, когда деятельность работников организована и направлена в конструктивное русло, эффективность которых зависит как от самих сотрудников, так и в большой степени от руководителя организации.
Руководитель предстает перед персоналом как формально наделенное правами и обязанностями лицо, и с неформальной точки зрения как человек с набором специфических личностных характеристик, способный наиболее рационально и эффективно управлять. Таким образом, представляется необходимым системно рассмотреть возможные проблемы, возникающие при взаимодействии руководителя с персоналом с целью дальнейшего прогнозирования и регулирования результатов управленческого процесса, консультирования руководящего состава.
В ходе работы были поставлены несколько задач:
1. рассмотреть особенности личностных качеств руководителя как основы для формирования эффективных взаимоотношений в коллективе;
2. разобрать проблему выбора оптимального стиля руководства;
3. рассмотреть положительные и отрицательные аспекты использования руководителем власти и влияния;
4. выявить условия необходимости использования руководителем лидерских качеств;
5. проследить особенности взаимодействия руководителя с персоналом в различных организационных структурах и при выполнении руководителем управленческих функций;
6. проанализировать проблему руководителя в качестве создателя социальной системы и корпоративной культуры организации;
7. проследить роль руководителя в мотивации персонала.
При написании данной работы была использована литература из области организационной психологии, психологии влияния, лидерства, социальной психологии, работы по теории менеджмента и управления, а также из других, смежных с психологией областей.
Были выявлены определенные личностные качества, которые присущи эффективному руководителю. К ним можно отнести доступность и открытость руководителя, внимание к особенностям и потенциалу сотрудников, интерес к инновациям, способность учесть чужое мнение и принять взвешенное решение. Профессиональные качества руководителя можно разделить на несколько групп: организаторские способности, компетентность, педагогические, коммуникативные и нравственные качества.
Были охарактеризованы основные стили руководства, их положительные и отрицательные стороны, а также специфика их проявления в различных организационных структурах. Гибкость политики руководителя заключается в том, чтобы быть восприимчивым к меняющимся условиям, требованиям ситуации и способным изменить или подкорректировать свой метод руководства в соответствии с актуальными обстоятельствами.
Анализ литературы позволяет сделать вывод, что для персонала предпочтительным является использование руководителем референтной и лидерской власти. Данный вид руководства можно считать оптимальным, так как при этом достигается обоюдное согласие, люди не испытывают чувство дискомфорта от принуждения или обиды за наказание. Руководителю стоит быть осторожным в применении власти, поскольку ее оборотной стороной является неудовлетворенность сотрудников собственным трудом, плохая производительность, текучесть кадров.
Были выявлены типичные ошибки выполнения руководителем своих управленческих функций, связанные с неправильным пониманием руководителем своей роли или злоупотреблением полномочиями.
Создание руководителем специфической социальной системы, корпоративной культуры играет значительную роль в процессе идентификации сотрудников с целями, идеями компании, в формирования приверженности общим целям, идеям, а также гордости и высокой ответственности членов трудовой команды. Руководитель как главный носитель ценностей организации может выступать как образец для подражания.
Рассматривая место и роль банка в структуре общества, учитывая цели и задачи банка, учитывая необходимость мероприятий по отношению оптимизации и поиска новых путей, методов организации и управления деятельностью банка в условиях конкуренции - прежде всего необходимо рассматривать его (банк) в качестве социально-экономической системы, которая вступает в социально-экономические и социально-психологические связи, отношения, как с определенными малыми и большими социальными группами, социальными системами, также и с конкретными отдельными индивидами. Так как эти взаимоотношения реализуются людьми и между людьми, то следовательно справедливо будет утверждать, что эти взаимоотношения, точнее особенности их конструирования, протекания и исхода детерминированы личностными особенностями каждой из включенных в процесс коммуникации сторон.
Вступая в социально-экономические взаимоотношения, или предпринимая социально-экономическую деятельность, человек проявляет в нем все свои личностные особенности, качества и черты.
В условиях обострившейся конкуренции банки остро нуждаются в разработке новых и более активной продаже существующих услуг; эти задачи обычно решаются маркетинговым отделом банка. Для осуществления этой важной функции требуются понимание проблем, сопряженных с оказанием банковских услуг, а также знакомство с методами рекламы услуг. В качестве органа разрабатывающего эффективные методы и методики, основанные на знаниях и опыте психологической и экономический науки, также контролирующего процесс их применения, естественно должна являться маркетинговая служба банка.
Маркетинговая служба банка, его эффективное, целенаправленное функционирование – залог успешного функционирования и самого банка. Современное банковское дело – динамический бизнес, требующий постоянных инноваций, постоянное внедрение новых технологий – исходящих из нужд общества. “Проявившаяся в последние годы тенденция состоит в том, что почти все банковские учреждения становятся со временем более сложными организациями. Одновременно с ростом банк обычно расширяет перечень предлагаемых услуг. Параллельно с этим процессом появляются новые отделы и отделения, помогающие руководству более эффективно распределять и контролировать ресурсы банка”. Маркетинговая служба банка призвана оптимизировать деятельность всех 3-х основных групп подразделений банка – Front Office, Back Office и Middle Office, и повышать квалификацию работников банка.
Маркетинговая служба банка это функциональный орган в структуре последнего, занимающийся разрабатыванием и развитием технологий оптимизации всех сфер деятельности банка, также контролем процесса их применения (управление, реклама, ПР…). Маркетинговая служба банка является своего рода Центральной Нервной Системой социально-экономического организма под названием “банк”, которая имеет свои окончания по всему “телу” банка. В связи с этим мы находим более точным применение словосочетания “маркетинговая служба”, а не “маркетинговый отдел”, так как деятельность этого отдела затрагивает все остальные отделы банка и на прямую соприкасается с их целями и задачами, будь то в процессе их определения или решения, т.е. как бы “обслуживает” все остальные отделы и отделения банка.