как сегодня в компании передаются знания, каковы затраты на обучение;
какие знания могут передаваться посредством вебинаров;
какой объем информации может передаваться посредством вебинаров;
какие группы и сколько сотрудников будут обучаться;
какой будет новая схема взаимодействия участников обучения (с учетом появления нового субъекта взаимодействия в лице ITподразделения). Вебинары незаменимы в корпоративном обучении, если компания имеет:
широкую линейку продуктов / услуг, при этом появляются новые продукты / услуги, а характеристики уже выведенных на рынок меняются (в более широком смысле – динамично изменяющиеся области корпоративных знаний);
разветвленную сеть филиалов и, соответственно, группы персонала, скорость и качество обучения которых напрямую влияют на результаты бизнеса.
Окончательное решение о покупке (аренде) виртуального класса должно приниматься на основании определения коэффициента ROI. Возврат инвестиций от внедрения виртуального класса рассчитывается достаточно просто:
В данном случае затраты – это средства, потраченные на покупку виртуального класса (или аренду за отчетный период), плюс стоимость техподдержки за отчетный период. Доходы – это средства, сэкономленные на поездках тренеров и/ или обучаемых специалистов в центральный офис (билеты, командировочные, трудовые затраты АХО на оформление командировок и т.п.) и на зарплате тренеров, плюс доход от продаж нового продукта за период с момента информирования филиалов о новинке с помощью вебинаров (в сравнении с аналогичным показателем при использовании других средств доведения информации).
Немаловажным для компании может оказаться степень усвоения знаний, полученных на вебинарах. Сравнить очное обучение и вебинары по данному параметру, можно, используя модель Кирпатрика. Например, в одной из розничных компаний проводилось соответствующее тестирование участников «продуктовых» офлайнсеминаров и вебинаров. Значимых различий выявлено не было. Данная тема весьма актуальна, и думаем, что в ближайшее время мы будем свидетелями подобных исследований и дискуссий.
Подводя итог вышесказанному, отметим: простота применения вебинаров и высокий интерес к данной технологии позволяют прогнозировать, что в течение следующего года большая часть компаний, отвечающих указанным условиям, приобретет виртуальный класс или будет использовать его в обучении на правах аренды.
Если в сфере корпоративного обучения перспективы применения вебинаров вполне определенны, то насчет использования вебинаров внешними провайдерами не все так ясно. Большинство вебинаров на рынке – бесплатные, их высокую посещаемость гарантирует интерес участников к самому формату обучения, а также к именам ведущих (фактически брендам). По сути, рынок еще не «наигрался» вебинарами: кажется невероятным, что, не выходя из офиса, можно в режиме реального времени пообщаться с известными тренерами, послушать их и задать вопросы. Вместе с тем именно сейчас происходит структурирование рынка с применением вебинаров, определяются основные игроки, правила, цены, сегменты рынка и целевые группы потребителей.
На сегодняшний день существует несколько вариантов использования вебинаров внешними провайдерами обучения и консалтинга:
1) открытые платные вебинары (участники платят за получаемые знания);
2) вебинар как дополнительная услуга и / или инструмент реализации других услуг компании, например как посттренинговое сопровождение (по завершении очного тренинга); стоимость вебинара включается в общую стоимость услуги;
3) промовебинары (в том числе виртуальные конференции, встречи, клубы и т.п.), с помощью которых компания знакомит участников со своими продуктами, услугами, технологиями; участие в промовебинаре бесплатное. Нетрудно заметить, что описанные варианты по форме напоминают свои очные аналоги. Рассмотрим их более подробно.
Наиболее распространенная схема работы платных вебинаров следующая: владелец виртуального класса и интернет-ресурса заключает с потенциальным ведущим договор о проведении вебинара на платформе владельца. Анонсирование вебинара и регистрация участников происходит на сайте владельца виртуального класса. Выручка делится между сторонами.
Ведущие вебинаров на сегодняшний день сами пока «примериваются» к продукту. Как отмечает один из них: «Техника проведения вебинара очень сильно отличается от техники проведения семинара или тренинга в аудитории с группой. Смею заверить, что любой, даже самый квалифицированный лектор при первом опыте проведения вебинара получит заметную порцию огорчения, если способен себя критически оценивать. Без освоения навыков и особенностей работы в Интернете успешного вебинара не получится».
Автор статьи скептически относится к попыткам некоторых провайдеров сделать из платных вебинаров самостоятельный продукт. И проблема здесь не только и не столько в том, что рынок пока не понял саму идею вебинаров, и не в том, что пока не развиты соответствующие средства оплаты (а именно эти причины низкого спроса чаще всего указываются организаторами платных вебинаров). Дело в том, что характер усвоения полученных на вебинаре знаний, о чем мы писали выше, не позволит им стать полноценным продуктом.
Тем не менее платные вебинары проходят. Многие ресурсы чередуют платные и бесплатные вебинары, при этом их тематика и форматы схожи. С одной стороны, бесплатные вебинары демонстрируют участникам возможности данной технологии, привлекают большую аудиторию, что кажется логичным с точки зрения их продвижения. С другой стороны, провайдерам обучения в формате вебинаров приходится объяснять, в чем различие между платным и бесплатным, за что участники должны платить, особенно после того как посетили бесплатный вебинар. Нам кажется, что сейчас платные вебинары – это своего рода игра для рынка, и после того как он в нее «наиграется», встанет вопрос о полученных знаниях.
Для того чтобы пользователи начали платить за вебинары, последние надо включать в более широкую систему обучения и оказания услуг – это и раздаточный материал, и дистанционные курсы, и тестовые задания между веб-сессиями, и консультации преподавателя, и т.д. Провайдеры будут выходить на прямое общение с обучаемыми, т.е. будут формировать свою клиентскую базу. Таким образом компании придут к выводу о необходимости самостоятельной аренды или покупки виртуальных классов, т.е. встроят вебинары в свою систему технологий обучения и услуг9. Отметим также, что те интернет-ресурсы, которые сейчас собирают слушателей для вебинаров, ничуть не проигрывают, «раздаривая» аудиторию компаниям.
Диапазон вариантов применения виртуального класса тренинговыми и консалтинговыми компаниями широк. Это: