Тенденция текучести кадров в 2008 году также сохраняется, 5 человек из 12 тоже могут поменять работу при определенных условиях. Стабильно работаю чуть больше половины персонала.
Внутреннего движения кадров на предприятии нет, только внешнее.
Определим величину экономического ущерба, вызванного текучестью персонала.
Рассчитаем потери, вызванные перерывами в работе в 2008 г. по формуле (13):
14,19 * 10 * 5 =709,5 тыс. руб.
По формуле (14) рассчитаем потери, обусловленные необходимостью обучения и переобучения новых работников:
3000 * 50 * 0,9 = 135 тыс. руб.
По формуле (15) рассчитаем затраты по проведению набора персонала в результате текучести:
2000*50/0,9 =111 тыс. руб.
Общая величина потерь, экономического ущерба, вызванного
текучестью персонала равна: 709,5+ 135 + 111 = 955,5 тыс. руб.
«Нормальная» текучесть сама по себе ничем не угрожает организации. Но когда уровень текучести становится слишком низким или высоким, это несет определенные риски для компании. Низкая текучесть угрожает застоем бизнеса и всех процессов и может привести к «смерти» организации. Высокая текучесть опасна стремительным уменьшением качества персонала, снижением профессионализма сотрудников.
Отклонение текучести от нормы — повод задуматься и предпринять действия по исправлению ситуации. Рассматривая феномен высокой текучести, стоит говорить о том, что методы борьбы с текучестью подбираются в зависимости от причин, ее вызвавших. Причины могут быть самые разные. Начиная с проблем среди руководства компании, когда нужна разъяснительная работа, некие успокоительные действия, и заканчивая низким уровнем заработной платы, несоотносимым с общей ситуацией на рынке труда. В последнем случае рецепт простой — поднять заработную плату. Также причиной увольнения может послужить уход неформального лидера, который был носителем неофициальной корпоративной культуры и обладал в коллективе авторитетом. В этом случае нужно удерживать ключевые фигуры.
Мотивация рядового персонала построена в большей степени на удовлетворении первичных потребностей — физиологических и в безопасности. Поэтому привлекательным местом работы кажется то, где реализуются именно эти потребности. Рядовые сотрудники выбирают работу по принципу комфортности — высокой по сравнению с аналогичными организациями заработной платой, близостью к дому, социальными гарантиями, стабильностью. Поэтому и с компанией расстаются с легкостью. всегда можно найти работу со схожими условиями труда.
Многие работодатели считают: если вместо покинувшего компанию сотрудника выстроится очередь желающих работать, то не стоит беспокоиться о текучести. Если же ситуация обратная и ушедшего из организации сотрудника просто некем заменить, мотивация и удержание становятся приоритетными направлениями. Высокая текучесть может иметь тяжелые последствия для компаний в условиях дефицита рабочей силы. Любое недовольство приведет к массовому уходу сотрудников из компаний и, следовательно, к огромным потерям.
Процесс контроля текучести напрямую связан с мотивацией сотрудников. Специалисты говорят о наборе стандартных методов. удерживающих сотрудников в организации. Мероприятия, направленные на удовлетворение потребностей Маслоу, и являются мотивирующими. В первую очередь, это достойная плата. Но с денежным вознаграждением, как и с любым вознаграждением, нужно обращаться очень осторожно. Если платят мало, то сотрудники чувствуют себя обделенными, если слишком много — к этому быстро привыкают и перестают ценить. Далее - достойные условия труда. В ХХI веке набрать сотрудников и посадить их в подвал по два человека за один стол и один компьютер-это просто несерьезно. Затем честная выплата заработной платы, то, что называется «в белую». Зарплата в конвертах соответствующим образом настраивает персонал по отношению к организации. Человек невольно становится соучастником махинации и изначально рассматривает данное место работы как временное. Это были нижние уровни потребностей. Дальше идет развитие сотрудников. На этапе адаптации это наставничество, затем обучение для повышения квалификации.
Мотивируют и такие элементы корпоративной культуры, как поздравления с днем рождения, социальные программы, корпоративные знаки отличи, символика, атрибутика компании. Если человек не чувствует принадлежность к организации, вряд ли он задержится в ней надолго.
Все больше компаний сегодня рассматривают персонал как активный ресурс, который надо целенаправленно развивать, а не как фактор затрат, который необходимо минимизировать всеми возможными средствами.
Вес премии по отношению к окладу — это мотивационный рычаг руководителя, поскольку это реально заставляет сотрудников прилагать усилия.[4]
Исходя из вышесказанного опишем рекомендации по уменьшению текучести кадров в ООО «Уралпромстрой».
Главной причиной текучести кадров в ООО «Уралпромстрой» является неудовлетворенность заработной платой, т.е. руководство не достаточно стимулирует персонал к работе. Так как руководство не имеет возможности поднять заработную плату, то эту неудовлетворенность можно компенсировать премиями, также немаловажно нематериальное стимулирование, которое повышает лояльность персонала.
Мероприятия, которые можно применить на данном этапе развития предприятия:
1. Ввести систему премий для всего персонала.
2. Ввести такие виды нематериального стимулирования, как награждение почетной грамотой, объявление благодарности.
ООО «Уралпромстрой» в год получает выручку от выполненных ремонтно-строительных работ в размере 42,19 млн. руб., рассчитаем экономически эффект с учетом внедрения рекомендованных мероприятий (табл.14).
Таблица 14. Экономический эффект мероприятий по улучшению мотивации персонала в расчете на год
Рекомендация мероприятий |
Затраты, руб. |
Ожидаемый экономический эффект, руб. |
Социальный эффект |
1.Ввести систему премий для всего персонала (за высокие достижения по итогам года) |
Премии – 20% в год от ФОТ. ФОТ (плановый) =159,84 т.р. *20% = 31,97 т.р. |
42 190 т.р. – 31,97 т.р.=42158 т.р. |
Повышение удовлетворенности работой, повышение производительности (т.к. работник будет чувствовать результаты своей деятельности) |
2. Ввести такие виды нематериального стимулирования, как награждение почетной грамотой, объявления благодарности |
100 шт. * 20 руб. = 2т.р./ год (затраты на покупку бланков, грамот и благодарностей) |
42 190 т.р. – 2 т.р. = 40 190 т.р. |
Улучшение морально- психологического климата, повышение лояльности персонала |
ИТОГО (экономический эффект) |
33,97 т.р. |
42 190 т.р. – 33,97 т.р. = 42 156 т.р. |