Ситуационный подход, первое упоминание о котором было сделано еще в 20-е годы Фоллетт, открывшей закон ситуаций, непосредственно связан с системными и процессными подходами и расширяет их применение на практике. Его часто называют ситуационным мышлением об организационных проблемах и их решениях. Сущность ситуационного подхода заключается в определении понятия ситуация, под которым подразумевается конкретный набор обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Рассмотрение конкретной ситуации позволяет руководителю выбрать наилучший способ и метод достижения организацией максимальных результатов в данной ситуации. Ситуационный подход расширил взгляд на организацию как систему управления, подвергающуюся воздействию внешних и внутренних факторов. Количественная школа управления установила, что все факторы среды, влияющие на организацию, взаимозависимы и взаимосвязаны.
Ситуационные теории управления дают рекомендации относительного того, как следует управлять в конкретной ситуации. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, что добиться эффективного управления в конкретной ситуации. Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования предъявляет к организации конкретная ситуация. Во-вторых, необходимо выбрать такой подход к управлению, который наилучшим образом соответствует требованиям, выдвигаемым организации со стороны ситуации. В-третьих, управление должно создавать в организации потенциал и необходимую гибкость для перехода на новый уровень управления. В-четвертых, управлению необходимо провести изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.
Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно для организации, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие единых принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление – это искусство менеджеров понять ситуацию, исследовать её характеристики и выбрать соответствующее управление, и только потом следовать научным рекомендациям в области управления.
Таким образом, появление и развитие количественной школы управления характеризует новый этап в развитии управленческой мысли, так как на основе синтеза идей, выдвинутых предшествующими школами управления, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению, и была сформулирована идея о том, что управление – это не только наука, но и искусство.
Заключение
Несмотря на всё историческое и содержательное многообразие подходов, концепций и школ менеджмента, все они представляют собой вариации сочетаний из трех основных способов управления людьми: создание отношений собственности и связанного с ними обмена товарами и услугами; построение организации; выработка системы ценностей.
Развитие теории управления в ХХ веке шло по пути накопления и развития знаний. И этот процесс носил эволюционный характер. Каждая последующая школа не отрицала учений предыдущих школ, но брала к себе в «копилку» лучшие знания, прошедшие через призму производственных и общественных отношений.
Если общественные отношения носили примитивный характер, то и управление выражалось в зачаточном или упрощенном виде. По мере того, как развивались и усложнялись общественные отношения, по мере становления и развития хозяйственной, производственной деятельности, усложнялось, структурировалось и содержательно обогащалось само управление.
Зарождение крупного промышленного производства, технологий, методов и процессов привело к возникновению научной школы управления. Дальнейшее усложнение технологических процессов и необходимость увеличения производительности труда привели к развитию административный, человеческой, количественной школ управления. Развитие теоретических знаний позволило повысить производительность труда и привело к резкому ускорению эволюционного развития всего человечества.
Таким образом, можно прямо говорить о том, во много благодаря эволюции теорий управления в ХХ веке человечество за сто последних лет сделало невиданный рывок в промышленном производстве. И этот процесс не останавливается ни на секунду, и все мы являемся свидетелями работы тех знаний, которые были заложены школами управлений в ХХ веке.