В 90-е годы регионы России, поощряемые призывом Б.Н. Ельцина брать в свои руки столько полномочий, сколько они смогут, сконцентрировали в своих руках значительную часть управленческих и хозяйственных функций. Однако разрушение планово-административной системы управления регионами и замедленный переход к рыночным отношениям создают неопределенность, правовой нигилизм и субъективизм в определении функций и властных полномочий регионов, реализации принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности. Очевидно, что региональное законодательство должно опираться и соответствовать законодательству федеральному.
Основными задачами регионального управления являются, естественно, повышение уровня жизни населения данного региона, анализ и долгосрочное прогнозирование его всестороннего развития, выполнение мероприятий по обеспечению экологической безопасности и защите окружающей среды. К сожалению, ни один регион страны не обеспечил выполнение ни одного из названных мероприятий.
Дополнительно к основным принципам управления, о которых будет говориться в гл. 8, взаимодействие функций регионального управления должно осуществляться на основе принципа выделенной компетенции. Хотя, как отметил А. П. Алисов, "этот принцип, в корне отличающийся от традиционного принципа "разграничения функций", не получил освещения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе" [54], "дальнейший отказ от использования указанного принципа в российской практике региональных реформ — это мощный фактор их сдерживания". Основа принципа в том, что каждый субъект управления наделяется определенной компетенцией в сфере деятельности или в каждой отрасли хозяйства. Применение принципов и методов управления в государственной службе заметно изменило саму практику администрирования, что хорошо отражено в таблице [54].
Таблица 1
Трансформация методов управления в государственной службе
Традиционные методы |
Новые методы |
Авторитарное управление |
Коллегиальное управление |
Монополия по предоставлению услуг |
Конкуренция по предоставлению услуг |
Человек – помеха в деятельности |
Человек – клиент, потребитель услуг |
Механизм бюрократии |
Механизм рынка |
Правила и процедуры |
Цели и миссии |
Борьба с проблемами |
Предотвращение проблем |
Измерение затрат |
Измерение результатов |
Бюрократический контроль |
Общественный контроль |
Можно обоснованно утверждать, что труд управляющего, руководителя — самая сложная область человеческой деятельности и одновременно самая ответственная. Специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, знать социальные, правовые, философские, "психологические, экономические аспекты управления, владеть техникой управления и связи, от современного телефона, Интернета, электронной почты и до компьютера, а также знать объект управления, применяемую технологию и организацию производства. Низкое качество работ или серьезная ошибка в управлении может нанести непоправимый ущерб предприятию и даже привести к его банкротству.