рефераты по менеджменту

Функциональное содержание менеджмента

Страница
3

Итак, после изучения основных методологических основ содержания функций менеджмента сделаем ряд выводов:

- функции управления – это обособившиеся в результате специализации виды управленческой деятельности, обеспечивающие решение различных задач взаимодействия между подразделениями и работниками для осуществления комплекса мероприятий для достижения целей организации.

- различные школы менеджмента рассматривали отдельные функции менеджмента, однако современные процессный подход к управлению говорит о том, что функции рассматриваются как серия непрерывных взаимосвязанных действий.

Функциональная деятельность в системе менеджмента

Функции управления и их характеристика

Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников, координации и регулирования деятельности и контроля.

Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий)[13].

Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Мотивация – это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников[14].

Координация и регулирование предполагают деятельность руководителя по поддержанию работы предприятия на запланированном уровне.

Координация – это согласование деятельности организации и ее подразделений с намеченным планом. В отличие от прямого, административного вмешательства в деятельность подчиненных координация предполагает косвенные, преимущественно экономические методы управления. При этом создаются условия, при которых управляемый объект сам, по собственной инициативе будет работать в определенном, оптимальном для организации, направлении[15].

Регулирование – это коррекция деятельности организации, изменение ее состояния путем принятия необходимых поправок к управляющим воздействиям руководителей всех уровней. Регулирование дополняет координацию и применяется тогда, когда одной координации оказывается недостаточно.

Для осуществления координации и регулирования менеджер должен располагать достоверной и своевременной информацией о требуемом и фактическом состоянии объекта управления, а также о причинах, вызывающих сбои в его работе. Такими причинами могут быть ошибки в прогнозах, необоснованно, непродуманно составленные планы, постоянный или временный дефицит информации, некачественные решения, плохая исполнительская дисциплина, плохой учет, анализ деятельности и контроль.

Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации.

Функциональный подход при оценке системы менеджмента

Учеными Масловым Д.В., Ватсоном П., Чилиши Н. была разработана функциональная модель оценки менеджмента. Эта модель с одной стороны, адаптирована к российской практике управления предприятием, так как основана на принципах менеджмента Тэйлора-Файоля, с другой стороны, несет в себе идею непрерывного совершенствования системы управления[16].

В число функций менеджмента они включают также еще одну функцию – это коммуникации.

Шесть функций менеджмента составляют основу функциональной модели оценки менеджмента - ФМОМ. Первые пять функций соответствуют пяти оценочным критериям модели и формируют структуру управления, которая, в свою очередь, определяет характер взаимосвязей организации, то есть ее коммуникацию - шестая объединяющая функция. Концептуально модель представлена на рисунке 1.

Рис.1. Схема модели МФОМ[17]

Оценка системы менеджмента организации в рамках функциональной модели предполагает анализ первых пяти управленческих функций, которые соответственно являются критериями модели, и 25 оценочных категорий. Весовое содержание критериев ФМОМ отражает таблица. 1.

Таблица 1

Критерии модели ФМОМ[18]

Критерий

Максимум

Оценка

1. Планирование

1.1. Установка целей и стратегических задач

1.2. Сбор и анализ информации о клиентах и рынке

1.3. Детализация бизнес-процесса

1.4. Сбор и анализ информации о конкурентах и эталонных компаниях

1.5. Планирование ресурсов

(20)

 

2. Организация

2.1. Формирование организационной структуры

2.2. Распределение полномочий и установление зон ответственности

2.3. Условия для создания самообучающейся организации

2.4. Выполнение основного процесса

2.5. Эффективность процесса создания новых ценностей для клиентов

(20)

 

3. Мотивация

3.1. Лидерство и корпоративная культура

3.2. Условия для обучения и профессионального развития персонала

3.3. Уровень потребностей работников

3.4. Вовлечение работников в процесс совершенствования

3.5. Удовлетворение работников результатами своей деятельности

(20)

 

4. Контроль

4.1. Система контроля качества на каждом этапе бизнес-процесса

4.2. Критерии оценки полученных результатов

4.3. Измерение степени удовлетворенности потребителей

4.4. Рациональное использование ресурсов

4.5. Соответствие полученных результатов установленным целям

(20)

 

5. Координация

5.1. Соединение и координация первых четырех функций

5.2. Установление внутренних взаимосвязей организации

5.3. Система разрешения конфликтов

5.4. Текущий анализ отклонений: пересмотр и корректировка планов

5.5. Информационный менеджмент

(20)

 

6. Коммуникация (общая оценка менеджмента = I критериев 1-5)

(100)

 
Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту