2) создание центральных служб новых продуктов;
3) выделение целевых проектных групп по разработке новой продукции;
4) повышение роли подразделений НИОКР в производственных отделениях, научных лабораторий и научных центров, занимающихся инновационной деятельностью;
5) образование венчурных подразделений и фондов стимулирования инновационной деятельности;
6) организацию консультационной помощи в области нововведений;
7) создание специальных отраслевых лабораторий по проблемам освоения новой технологии.
Минскому тракторному заводу 29 мая 2005 года исполнилось 59 лет. Сегодня в мире насчитывается около 100 производителей тракторов, однако лишь 8 из них обеспечивают 96 % общего объема мирового рынка сбыта этой техники. МТЗ по праву входит в лидирующую восьмерку крупнейших в мире производителей тракторов наряду с такими всемирно известными фирмами, как "Джон Дир", "Кейс", "Массей Фергюссон", "Волмет", "Форд", "Дойц", "Нью Холанд". На его долю приходится до 60% объема выпуска тракторов в странах СНГ и около 8 % мирового рынка. Эта цифра достаточно внушительна, и МТЗ удерживает этот рубеж уже на протяжении многих лет. Выполнение задач, стоящих перед заводом по расширению гаммы выпускаемых машин в ближайшей перспективе, позволит ему подняться до рубежа около 10% объема международного экспортного рынка.
За 59 лет своего существования МТЗ изготовил более 5 млн. тракторов и поставил на экспорт в 109 стран мира. Каждый 12-й трактор на мировом рынке - белорусский. Для сравнения: фирма "Джон Дир" за 81 год своего существования изготовила 1,2 млн. машин, а фирма " Массей Фергюссон" за 100 лет со дня основания - 3 млн.
За 1998-2005 годы ПО "МТЗ" увеличило объемы производства на 40%. Сегодня завод строит свою производственную программу, прежде всего, на создании улучшенных потребительских свойств. Уже выпускается гамма тракторов мощностью от 20 до 180 л. с. Проходит испытания трактор мощностью 250 л.с., завершено проектирование трактора мощностью 180 л.с. на резинотросовой гусенице. Кроме того, МТЗ проводит очень серьезную модернизацию выпускаемых машин, и в третье тысячелетие коллектив завода входит с тракторами нового поколения. Рентабельность производства составляет 18%. Ежегодно объединение инвестирует собственных средств для технического перевооружения около 40 млн. долларов США.
5 ноября 1972 года с главного конвейера МТЗ сошел миллионный трактор "Беларусь". 24 марта 1984 года - двухмиллионный, а 8 июня 1995 года - трехмиллионный универсальный трактор "Беларусь".
ПО "МТЗ" разрабатывает, изготавливает и экспортирует колесные тракторы и запасные части к ним, организует на лицензионной основе их производство за рубежом, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса поставленных тракторов, проводит обучение по эксплуатации и техническому обслуживанию выпускаемой техники.
По мощности, экономичности, весовым параметрам, сроку эксплуатации белорусские модели не уступают продукции мирового тракторостроения.
МТЗ - первый в мире и пока единственный в СНГ производитель тракторов, который прошел в Великобритании полную сертификацию, подтвердившую соответствие его новых моделей всем стандартам Евросоюза, выиграл ряд международных тендеров на поставку тракторов.
Фермеров всех стран тракторы "Беларусь" привлекают, прежде всего, своей надежностью в эксплуатации, простотой в управлении, доступностью в техническом обслуживании и умеренными ценами.
Крупнейшими странами-импортерами в дальнем зарубежье являются Венгрия, Германия, Египет, США, Греция. Франция и др. страны.
На международных выставках сельскохозяйственной техники белорусские тракторы завоевали в обшей сложности 25 золотых, 3 серебряные и 1 бронзовую медаль.
Реализацию тракторов и запчастей в дальнем зарубежье ПО "МТЗ" осуществляло через ВАО "Трактороэкспорт" и ВАО "Запчастьэкспорт". После распада СЭВ и СССР и прекращения поставок продукции в рамках межгосударственных соглашений все производители тракторов бывшего Союза оказались в сложной экономической обстановке, и только ПО "МТЗ" смогло сохранить свой трудовой коллектив и основной производственный потенциал. Объединение сумело доказать, что, несмотря па развал СССР, оно остается надежным и ритмично работающим предприятием.
С1991 года МТЗ начал создавать акционерные общества и совместные предприятия, постоянно расширяя свои научно-технические связи с зарубежными странами.
Производственное объединение "Минский тракторный завод" было создано в 1972 году. В его состав входят 4 завода-филиала:
- Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов;
- Витебский завод тракторных запасных частей;
- Минский завод специнструмента и техоснастки;
- Сморгонский агрегатный завод.
Предприятия, входящие в состав объединения, являются юридическими лицами, имеют самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Объединение располагает производственными мощностями для выпуска до 50 тыс. тракторов в год. Здесь изготавливается:
- 22 модели универсально-пропашных тракторов мощностью от 50 до
150 л. с.;
-6 моделей малогабаритных тракторов мощностью от 20 до 35 л.с.:
- 8 моделей мотоблоков и мини-тракторов мощностью от 6 до 12 л.с.:
- 15 моделей коммунальных, погрузочных, шахтных, лесоразрабатывающих машин:
- чугунное и стальное литье,
- поковки от 0.1 до 15 кг,
- отливки по выплавляемым моделям от 0.03 кг до 0.5 кг,
- инструмент, специализированные станки, нестандартизированное оборудование.
На МТЗ созданы все виды современного производства: литейное, кузнечное, термическое, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, защитных покрытий, инструментальное и ремонтное.
В настоящее время металлургическое производство МТЗ располагает крупным комплексом современных механизированных цехов, где производство базируется на достаточно высоком техническом уровне. Каждый из них можно сравнить с отдельным заводом. Это два чугунолитейных цеха ЛЦ-1 и ЛЦ-2, ремонтно-литейный ЛЦ-3, сталелитейный цех, цех точного стального литья, кузнечный и термический цехи, а также вспомогательные цехи - модельный и заготовки шихты.
Механосборочное производство включает в себя шесть механических цехов, в которых идет создание гибких производственных комплексов для изготовления узлов и деталей новых моделей тракторов, а также прессовый цех, цех кабин, цех отделки и окраски тракторов, корпус сборки тракторов, цех малых серий, механосборочное производство.
На заводе созданы все необходимые вспомогательные цехи, которые обслуживают новое производство (цех опытного производства, цех эксплуатации инструмента, цех комплектации, цех консервации и упаковки, железнодорожный цех, транспортный цех, цех хранения материалов, типография, сельскохозяйственный цех), а также ремонтные цехи, занимающиеся изготовлением нестандартизированного оборудования и ремонтом основных фондов (ремонтно-механический цех, электроремонтный цех, цех технологического оборудования и другие цехи, узел связи).