Франчайзинг - это система взаимовыгодных партнерских отношений предприятий крупного и малого бизнеса. Он объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом остается самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. Франчайзинг реализуется на основе договора, заключаемого между крупным предприятием – франчайзером и мелким – франчайзи (оператором). При этом франчайзер (обычно крупная родительская компания) обязуется снабжать мелкую фирму или бизнесмена, действующих в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это фирма (франчайзи) обязуется предоставить компании (франчайзеру) услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь деловые контакты исключительно с компанией – франчайзером, а также вести бизнес в соответствии с ее предписаниями.
Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой франчайзера. Кроме этого взноса франчайзи и капиталовложений в основные фонды, сделанные им, франчайзер может назначить регулярную плату за рекламу торговой марки, используемую оператором. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1-5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2-3%, но бывает и значительно выше. Франчайзи компании "Макдоналдс" вносят 12% выручки. В США, например, владелец химчистки, выплачивающий головной компании всего 100 долл. в месяц, может иметь неограниченное число пунктов приема.
В экономической литературе различают два типа договорных отношений. Первый наиболее применим в сфере торговли. Суть его состоит в том, что фирма-франчайзи узко специализирована на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. По такой форме договора работает большинство фирм-франчайзи по торговле автомобилями, автосервисов, бензоколонок.
Другой тип договорных отношений значительно сложнее. Мелкая фирма - франчайзи работает не просто под торговой маркой франчайзера, а включается в полный цикл крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Все это приводит к особой ответственности мелкой фирмы.
Большинство экономистов сходятся на том, что система франчайзинга возникла в XVIII в. в британской системе так называемых "связанных домов" и в американской системе - в знаменитой фирме Zinger. Суть британской системы "связанных домов" заключилась в том, что с введением в стране ограничений на продажу пива лицензии на нее выдавались лишь тем лицам, которые торговали пивом только на постоялых дворах. Владельцы последних, получив лицензию на продажу пива, должны были содержать свои постоялые дворы в соответствии с требованиями властей. Такая первоначальная форма франчайзинга получила в то время в Англии довольно широкое распространение, ибо вполне устраивала обе стороны. Как пишут Дж. Стэнворт и Б. Смит, "система "связанных домов" появилась как защитный механизм, позволяющий пивоварам поддерживать нужный объем продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система "связанных домов" доказала, что она является эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор".
Первопроходцем на франчайзинговом рынке в России стала фирма Коdак, которая открыла здесь в 1988 г. первую экспресс-лабораторию. В настоящее время их насчитывается более 500. Другая наиболее распространенная и успешно действующая франчайзинговая система в России - фирма "1С" (разработка и обслуживание бухгалтерских программ). Непосредственно сама фирма продает лишь 5% своего продукта, остальную его часть распространяет через 800 фирм-операторов по всей России. За 1997 г. объем продаж этих фирм превысил 12 млн. долл.
И все же наиболее широкое распространение в России франчайзинговая система получила в отрасли быстрого питания. Московский рынок быстрого питания почти на 1/3 заполнен иностранными франчайзинговыми фирмами. Большое развитие этот рынок получает и на периферии. Речь идет о франчайзинговой сети кафе - мороженых "Баскин-Робинс" и российско-канадском предприятии "Москва-Макдоналдс". По данным самой фирмы, ею инвестировано в "Маккомплекс" 45 млн. долл. США. Система "Маккомплекс" - это современный пищеперерабатывающий и распределительный центр, в котором работают мясная и молочная линии, пекарня, отдел контроля качества. Свыше 75% необходимого сырья и продукции закупается более чем у 100 российских поставщиков. Только в2002 г. компания "Макдоналдс" открыла в России 21 ресторан быстрого обслуживания (фаст-фуд) и их общее число достигло 94. На сегодня "Макдоналдс" - наиболее посещаемое предприятие быстрого обслуживания.
Активно используя методы франчайзинга, быстро растет сеть ресторанов "Ростик-с". К началу 2003 г. эта фирма объединила около 30 ресторанов. Поскольку главными причинами относительно медленного освоения рынка фаст-фуд в России остаются дефицит площадей в центре города и их дороговизна, новый и основной источник площадей под фуд-корты представляют собой ресторанные дворики - места, где сосредоточен общепит в торговых центрах. По затратам развитие фуд-кортов наиболее выгодно: открытие стационарного ресторана фаст-фуд требует минимум 100 тыс. долл., в то время как рестораны в фуд-кортах торговых центров обходятся в 20-30 тыс. долл.
Важным направлением развития сетей фаст-фуд на основе франчайзинга может стать их развитие в периферийных районах Москвы, а также в регионах России.
В последние годы в России широко применяет франчайзинг сеть универсамов экономкласса "Пятерочка". Только в 2002 г. "Пятерочка", сохранив самую высокую динамику развития в России, ввела в эксплуатацию 40 универсамов в Москве и 15 - в Санкт-1 Петербурге. Кроме того, на принципах франчайзинга введено в действие пять магазинов в Воронеже и два в Челябинске. В результате на начало января 2003 г. "Пятерочка" насчитывала всего 142 магазина.
Региональная программа сети универсамов "Пятерочка" осуществляется на основе франчайзинга. "Пятерочка" продвигает в регионы высокодоходный интеллектуальный продукт, включающим комплекс современных технологий, мощную систему информатизаций, отношения с более чем 500 поставщиками, а также услуги по! •подготовке управляющих и специалистов для сбытовой сети.
Приобретая франшизу, (франшиза - право (лицензия) на создание коммерческого предприятия и на торговлю продукцией в предписанной форме в течении определенного периода времени и в определенном месте) пользователь фактически получает готовый высокотехнологичный бизнес с максимальной отдачей, при котором все затраты окупаются уже в течение 2,5-3 лет. Партнер "Пятерочки" становится бесспорным лидером на региональном уровне. Здесь точно копируют технологии и бизнес-процессы, используемые франчайзерами в Санкт-Петербурге и Москве. При этом основу предлагаемых товаров составляют продукты местных производителей.