дефицит специалистов-разработчиков;
недостаток финансовых средств и знаний в области менеджмента качества, прежде всего, у высшего руководства вузов и недооценка практической пользы от внедрения СМК в вузе.
Подводя итог, еще раз обобщим указанные особенности формирования СМК вуза:
нематериальный характер результатов образования;
непрерывность образовательных процессов и потребление их результатов;
длительность и трудоемкость учебного процесса, его комплексность;
большое число лиц, заинтересованных в деятельности вуза;
трудность прямого применения принципов TQM при формировании СМК вуза.
Цели, достижению которых будет способствовать разрабатываемая СМК вуза:
повышение степени удовлетворения потребителей образовательной услуги;
повышение степени конкурентоспособности ДонНТУ в нестабильной внешней среде;
быстрое реагирование системы управления на внешние воздействия;
рациональное использование всех видов ресурсов;
эффективность контроля и координации всех процессов вуза;
формирование информационной базы по вопросам управления качеством высшего образования.
Анализ опыта вузов позволяет выделить следующие позитивные тенденции:
нарастающее распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями российского стандарта по менеджменту качества (ГОСТ Р ИСО 9001: 2001) и принципами Всеобщего менеджмента качества (TQM);
проведение вузами самооценки с целью выявления основных областей улучшения в учебной, научной, административной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности;
создание в ряде вузов систем стратегического партнерства, обеспечивающих обратные связи вузов с потребителями их выпускников;
участие вузов в конкурсе на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества, Лауреатом которой в 2000 году стал Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет);
увеличение числа вузов, принимающих участие в ежегодном конкурсе "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов", организованном Минобразованием России в 2000 году.
исходя из представленного опыта разработки и внедрения внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях, можно выделить ряд проблем, которые затрудняют создание и эффективное использование таких систем:
отсутствие однозначно определенной нормативно-правовой базы для четкой и последовательной организации работ по созданию систем управления качеством образования в вузе;
отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях;
утрачивание связи с предприятиями промышленности и как результат ведение образовательной деятельности в отрыве от потребностей сегодняшнего дня;
отсутствие квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления вузом;
неприятие профессорско-преподавательским составом новых принципов управления;
недостаточное содействие вузам во внедрении принципов менеджмента качества со стороны органов управления;
недостаточные объемы финансовых средств для эффективного проведения изменений и совершенствования своей деятельности.
Выполнение всего вышеперечисленного комплекса работ требует масштабных исследований, учитывающих международный и российский опыт создания системы менеджмента качества в вузах.