Основное средство воздействия на коллектив — убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда и окружающей среде.
Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.
Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.
Специалисты, исследующие проблемы менеджмента в понятие «менеджера» вкладывают каждый свое содержание. Нам ближе определение данного этому термину Э.А. Уткиным.
Менеджер – специалист по управлению бизнесом, организующий работу предприятия, руководящий деятельностью его сотрудников, обеспечивающий высокую эффективность производства и реализации продукции, услуг на основе оптимального использования всех ресурсов предприятия, прежде всего — человеческих, за счет применения самых современных принципов, форм, методов, приемов и средств науки управления. Какие же требования предъявляются к менеджеру? В советской экономике при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности.
На современном этапе развития российской экономики квалификационные требования к личности менеджера значительно шире.
В частности, В. Кочетков отмечает следующие личные качества менеджера:
1. Ярко выраженная склонность к организаторской деятельности.
2. Способность влиять на других людей силой своего характера.
3. Заражать других своей энергией и замыслами.
4. Умение выделять главные звенья и твердо следовать целям.
5. Способность воспринимать советы и рекомендации подчиненных.
6. Умение логически рассуждать, разделять проблемы на составляющие, оценивать их и обобщать частные случаи.
7. Способность к пониманию служебных ситуаций, к обнаружению противоречий в наблюдаемых фактах.
8. Самостоятельность и решительность в принятии решений.
9. Способность четко ставить задачи подчиненным.
10. Требовательность, пунктуальность, честность и способность держать данное слово.
11. Уравновешенность, умение срабатываться с людьми налаживать взаимоотношения как с подчиненными, так и с руководителями.
12. Способность улавливать потребности подчиненных, заботливость по отношению к людям, отзывчивость, чуткость.
13. Умение объективно оценивать подчиненных и выдвигать их на ответственную работу.
14. Способность улавливать новое в науке и практике.
15. Развитое творческое воображение, способность прогнозирования, развитая интуиция, хорошая память.
16. Коммуникабельность, умение быть лидером по деловым, этическим, эстетическим и гражданским качествам.
Наверное, было бы замечательно, если бы каждый специалист обладал таким набором качеств, которые в идеале требуются от менеджера
Вопрос № 45. Директор крупной инофирмы по продаже медицинской техники узнаёт, что один из менеджеров по продажам продаёт свой товар заказчикам по завышенной цене. Разницу между ценами кладёт себе в карман. В тоже время этот менеджер дал достаточно много компании, нашёл много клиентов, деловых партнёров, у него обширные связи, которые фирма может потерять, если его уволить. Директор в затруднении: что делать с этим менеджером?
Ответ:
Поступить с этим работником, нужно так, чтобы не привлечь особого внимания других работников, т. е. пригласить этого работника на собеседование. Попросить дать объяснения своего поведения, мотивы его действий.
Беседу нужно вести, в мягкой форме, не превышая голоса, не грозясь в случае невыполнения просьб потерять рабочее место, так как тем самым я буду настраивать этого работника против себя, вызывая у него негативные отношения ко мне.
В результате чего, могут и другие работники узнать об этом конфликте. Если после беседы работник, продолжит игнорировать ваши указания, делать всё по своему, я буду вынуждена сделать выговор в устной форме, опять же особо не повышая голоса, не оскорбляя работника, дать ему понять, что некоторые его действия меня не страивают.
Думаю, главным качеством руководителя, возвышающие его, является уравновешенность, справедливость и честность.
Соблюдая эти простые качества, руководитель может с лёгкостью находить общий язык со своими работниками.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что прежде чем осуществлять руководство предприятием, менеджер, работник аппарата управления, должен изучить способы воздействия субъекта управления на объект. Они многообразны и воздействуют на разные сферы жизни человека. Чем шире арсенал методов управления руководителя, тем выше его профессионализм.