В этом подходе можно выделить два направления исследований: оптимизацию труда управленцев и регулирование социально-психологических отношений в коллективе. Оптимизация труда управленцев объединяет исследования по: развитию личностных качеств специалистов в области управления (Л.К. Аверченко; М.А. Дмитриева, Д. Карнеги, С.Н. Паркинсон, М. Станкин, Л.И. Уманский и др.); подготовке и принятию управленческих решений (Э. Димнет, О.С. Дейнека, Р.А. Фатхутдинов и др.); здоровьесбережению (Р.А. Березовская, Щ. Герберт, Л.Я. Глыбин, А.П. Лаптев, Г.П. Малахов, И.А. Некрасов и др.); технологиям самоуправления (В.М. Шепель и др.); построению личной карьеры менеджера (Е.А. Климов, Р. Джонс, Ф.С. Исмагилова, Е.Г. Молл, В.А. Чикер, Л. Яккока и др.); условия и методы интенсификации труда (Е. Бекетов, Г. Беккер, Л.Н. Пономарев и др.); поддержанию работоспособности (Н.Е. Водопьянова, С.И. Макшанов, К.К. Платонов, А.И. Пригожин и др.); организации самоконтроля (Л. Зайверт, В.М. Снетков и др.).
Улучшение (управление) социально-психологических отношений объединяет исследования: по развитию организационной культуры (В.М. Снетков и др.); профессиональной адаптации (М.А. Дмитриева, А.Г. Макляк, Л.Г. Почебут и др.); профессиональной мотивации (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор, В. Врум, Л.С. Выготский, Л.А. Верещагина и др.); межличностным взаимодействиям (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, В.П. Казмиренко, А.В. Опалев, Б.Д. Парыгин и др.); управлению конфликтными ситуациями в организации (А.К. Зайцев, В. Зигерт, Л. Ланг, Н.В. Гришина, В.П. Шейнов и др.); построению эффективных переговоров и проведению деловых собраний (Т.А. Быкова, Т.В. Кузнецова, Д. Мартин и др.); установлению деловых коммуникаций (Л.И. Августова, И.П. Волков, Н.Н. Обозов и др.).
Столь многочисленные разработки, безусловно, внесли большой вклад в совершенствование управленческой деятельности. Но самое главное (на наш взгляд), именно психологические исследования, раскрывающие всю сложность становления и развития личности, группы и коллектива, разнообразие индивидуальных особенностей и уникальность их сочетаний в человеке, безграничные возможности человеческого мозга, общие и специальные способности человека, профессиональные потенциал и ограничения, а также другие актуальные вопросы управления, оказали огромное влияние на признание управления особой профессией, которую необходимо осваивать в течение всей жизни.
Психологические исследования также имеют свою историю, которая подвергалась влияниям философских концепций, исторических тенденций, особенностью задач и предпочтений исследователей. Не имея возможности (в виду ограничений по объему работы) раскрыть все разнообразие психологических школ и концепций, отметим лишь те, на которые мы ориентировались в проводимом исследовании. Все это можно характеризовать как особенности феномена управления:
· требования к психологическим качествам личности руководителя зависят от его положения на иерархической лестнице управления (Е.С. Кузьмин);
· в процессе изменения задач и специфики деятельности происходит изменения в требованиях, предъявляемых к лидеру, даже в условиях деятельности одной и той же группы (И.П. Волков, А.И. Захаров, Ю.Т. Тимофеев);
· «каждая личность стремится к самореализации: в каждом из нас есть желание к развитию личности, стремление стать человеком сильными цельным, в каждом из нас дремлют способности и дарования» (неофрейдизм – К. Хорни);
· уникальные качества человека обусловлены влиянием на него многих других людей, осуществляющимся в процессе общения в социуме (культурно-историческая школа психологии Л.С. Выготский, А.Р. Лури);
· рост сознательности и самопознания «неизбежно вызывает определенные этические последствия, которые нуждаются не только в осознании, но и в реализации на практике» (аналитическая психология – К. Юнг);
· «самоактуализация является основным и по существу единственным мотивом человеческой жизни… препятствия для самоактуализации могут возникнуть только потому, что в среде не находится тех объектов и условий, которые необходимы организму для самоактуализации (гуманистическая психология – К. Гольдштейн);
· становление и развитие человека – динамический процесс, при благоприятном течении которого человек приобретает способность выходить за пределы «сиюминутной» жизненной ситуации через развитие временной перспективы представлений о жизни (гуманистическая психология – К. Левин);
· «существенное влияние на специфику предъявляемых к руководителю требований оказывают ценностные ориентации членов группы… изменения в содержании решаемых задач и ситуаций деятельности вызывает соответствующие сдвиги в ценностных ориентациях ведомых» (поведенческая школа – Р.Х. Шакуров);
· демократические черты личности и деятельности руководителя способствуют формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе (поведенческая школа – Е.С. Кузьмин, А.А. Бодалев, Е.М. Крутов, Т.Н. Малькова, А.Л. Свенцицкий, Н.М. Шевченко и др.).
Заключение Глубокие неотвратимые изменения в российской экономике, включение ее в мировые экономические процессы, настоятельно требуют от современных специалистов изучения мировой практики и теории менеджмента. Сегодня в условиях жесткой конкуренции, постоянных изменений, неопределенности внешней среды профессиональный подход к управлению является главным условием успеха организации. Перед высшей школой поставлена задача – научить будущих специалистов современным принципам, формам и методам управления. Переходя от общего к частному, необходимо подчеркнуть, что от того «как правильно управлять» зависит очень многое. Ведь единый сплоченный коллектив со здоровой атмосферой внутри, сможет добиться больших результатов. И потому на современном этапе психологическому аспекту управления стали уделять больше внимания.
На психологическом уровне «управление» как деятельность характеризуется взаимодействием управляющей и управляемой сторон, которое направленно на реализацию профессионального и личностного потенциала человека, на основе развития его общих и специальных способностей.
В свою очередь «управление» как процесс представляет собой управленческие воздействия, направленные на создание благоприятных социально-психологических отношений в соответствующей группе.