производственный цикл организации, характеризующий период полного оборота материальных элементов оборотных активов с момента поступления сырья и материалов до отгрузки готовой продукции:
финансовый цикл организации, характеризующий период полного оборота денежных средств с момента погашения кредиторской задолженности.
Политика управления оборотными активами предоставляет собой часть финансовой стратегии организации, направленной на формирование достаточного объема и состава оборотных активов, а также оптимизацию структуры источников их финансирования.
Использование отдельных видов оборотных активов имеет определенные особенности. В связи с этим в организации разрабатывается соответствующая политика управления такими основными видами активов, как:
запасы товарно-материальных ценностей;
дебиторская задолженность;
денежные средства.
Управление запасами
Политика управления запасами представляет собой часть политики управления оборотными активами, которая направлена на оптимизацию размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, снижение затрат по их обслуживанию и создание системы эффективного контроля за их движением. [8, с.45]
Разработка политики управления запасами товарно-материальных ценностей реализуется в следующей последовательности:
1. анализ запасов товарно-материальных ценностей, сформировавшихся в предшествующем периоде, основной задачей которого выступает выявление уровня обеспеченности производственно-коммерческой деятельности организации соответствующими запасами и оценка эффективности их использования.
2. определение целей формирования запасов, которыми выступают:
Обеспечение текущей производственной деятельности;
Обеспечение текущей сбытовой деятельности;
Накопление сезонных запасов для обеспечения предстоящей производственной деятельности.
3. оптимизации размера основных видов текущих запасов, для чего выделяют производственные запасы и запасы готовой продукции и используют различные модели. Наиболее распространенной является "модель экономически обоснованного размера запаса", в основе которого лежит минимизация совокупных затрат по закупке и хранению запасов в организации. [13, с.46]
Механизм модели основан на предварительном выделении двух групп затрат:
Сумму затрат по размещению заказа, включающую расходы по заработной плате, связи, транспортировке, приемке товаров и другие;
Сумму затрат по хранению товаров на складе, куда входят расходы на охрану, аренду, коммунальные услуги, внутренние перевозки и перемещения и т.д.
4. Оптимизация всей суммы товарно-материальных ценностей организации, расчет которой осуществляется по каждому виду или группам оборотных активов.
5. Формирование эффективной системы контроля за движением запасов в организации, основной задачей которой является своевременное размещение заказов на пополнение запасов и сокращение излишних их видов.
Управление дебиторской задолженностью
Политика управления дебиторской задолженностью является часть политики управления оборотными активами, направленной на увеличение объема реализации путем оптимизации уровня данной задолженности и обеспечения своевременной ее инкассации. [12, с148]
Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации осуществляется в следующей последовательности:
1. Анализ дебиторской задолженности организации, сложившейся в предшествующем периоде, основной задачей которого выступает оценка объема и состава дебиторской задолженности, а также эффективности вложенных в нее финансовых ресурсов.
Анализ дебиторской задолженности включает определение ее уровня в оборотных активах и динамики данного показателя, далее рассчитывается период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Затем переходят к оценке состава дебиторской задолженности по отдельным "возрастным группам", рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности. Кроме того, определяется сумма эффекта, полученная от вложения средств в дебиторскую задолженность.
2. Определение основных принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции, при этом основными формами реализации продукции вступают:
Коммерческий кредит, т.е. оптовая реализация продукции на условиях отсрочки платежа;
Потребительский кредит, т.е. розничная реализация товаров покупателям с отсрочкой платежа. [9, с.524]
Важное значение для эффективной деятельности организации имеет выбор типа кредитной политики, которая характеризует соотношение уровня доходности и риска кредитной деятельности организации, при этом различают следующие ее разновидности:
Консервативный тип кредитной политики, который направлен на минимизацию кредитного риска и включает следующие мероприятия в процессе реализации:
сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска;
минимизация размера и сроков предоставления кредитов;
ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости;
ужесточение процедуры инкассации дебиторской задолженности;
Умеренный тип кредитной политики организации, который характеризует типовые условия ее реализации и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа;
Мягкий тип кредитной политики, основной целью которого является максимизация дополнительной прибыли при увеличении реализации продукции в кредит за счет:
распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции;
увеличения размера и срока предоставления кредита;
снижение стоимости кредита до минимального допустимого уровня;
предоставления покупателям возможности пролонгирования кредита. [23, с.310]
На выбор организацией кредитной политики влияют следующие основные факторы:
Состояние экономики и сложившаяся коньюнктура товарного рынка;
Финансовые возможности покупателей и уровень их платежеспособности;
Потенциальная возможность организации увеличить объем производства продукции при расширении ее реализации в кредит;
Финансовые возможности организации в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность и другие.
Определение основных условий кредитования:
Срока предоставления кредита, т. е период на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию;
Размер предоставляемого кредита, который характеризует предельную сумму задолженности покупателя по товарному или потребительскому кредиту;
Стоимости предоставления кредита, которая определяется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за продукции.;
Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, которая формируется в процессе разработки кредитных условий и предусматривает соответствующие пери, штрафы, неустойки, и т.д.
Определение стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий, в основе которых лежит кредитоспособность потребителей, т.е. возможность привлекать кредит в различных формах и выполнять все связанные с ним обязательства. [4, с.231]