Анализ системы управления персоналом на предприятии, а также результаты опроса членов коллектива, показали недостаточное внимание руководства предприятия к решению таких проблем, как недоступность информации, отсутствие идентификации целей организации и отдельных работников; отсутствие системы карьерного роста; недостатки в дифференциации оценок достижений и заслуг работников.
Результаты оценки использования руководством социально – психологических методов работы с персоналом показали отсутствие применения методик, позволяющих определить соответствие стиля руководства уровню потенциала группы; незнание сформировавшейся ситуации (расстановку сил в неформальных организациях), не систематизированность изучения отношений в коллективе.
Данные недостатки требуют кардинальной разработки способов и методик совершенствования социально – психологического климата в коллективе.
Таким образом, изучение системы управления персоналом как основного фактора, воздействующего на СПК в коллективе, выявило ряд проблем, влияющих на эффективность системы. Среди них можно выделить:
1. Отсутствие декларируемой политики (стратегии) управления персоналом;
2. Проблемы управления карьерой менеджеров среднего звена (специалистов экономического подразделения предприятия);
3. Отсутствие данных и знаний о положении дел в системе СПДК (социально-производственной деятельности коллектива), т.е., - отсутствие информированности коллектива о положении дел и перспективах в деятельности предприятия.
4. Отсутствие знаний и практики применения социально-психологической оценки трудового коллектива.
Это стало следствием:
1. Несоответствия положения отдела кадров тому статусу, которое ОК предприятия должен занимать в организационной иерархии управления персоналом.
2. "Технократического" подхода в управлении персоналом со стороны менеджмента ООО «НИЖД».
3. Ситуацией в экономике и как следствие на рынке труда.
В целях изменения положения дел и совершенствования системы целесообразно на первоначальном этапе:
- Разработать корпоративную политику управления персоналом ориентированную на социально-технический подход в управлении предприятием;
- Реорганизовать отдел кадров, определив его как координирующий орган в системе управления персоналом.
Отдел кадров должен стать информационным центром исследования персонала, координирующим центром разработки программ подсистем управления персоналом. Его цель - сбор, оценка результатов выполнения программ управления персоналом и предоставление своевременной, объективной, точной и полной информации менеджменту ООО «НИЖД» о реализации задач управления персоналом. Одной из основных функций отдела должна стать функция социального планирования развития СПДК, реорганизацию работы отдела кадров произвести на основе имеющихся сил (начальник отдела кадров плюс два работника отдела кадров: инспектор по кадрам и социальный работник), - целесообразно провести подготовку специалистов отдела кадров в плане обучения социально – психологическим методам работы.
- Разработать систему управления карьерой менеджеров предприятия;
-Разработать и использовать методику исследования и оценки социально-психологических процессов, протекающих в трудовых коллективах ООО «НИЖД»
Первым шагом совершенствования системы управления персоналом, а, следовательно, и СПК в коллективе ООО «НИЖД», имеет смысл рассматривать разработку и декларирование корпоративной политики менеджмента в управлении персоналом. Знание работником целей и задач организации, а также отношений и норм в данной организации позволяет с одной стороны менеджменту иметь критерии оценки персонала, с другой - работнику корректировать свои действия, а значит, организации развиваться в заданном направлении.
Ключевыми позициями в улучшении управления поведением рассматриваемого предприятия являются:
1. Признание норм предприятия и готовность действовать для общего успеха.
2. Развитие и использование потенциала собственного работника.
3. Вознаграждение работника за его заслуги.
4. Наличие постоянной "обратной связи" менеджмент - работник (коллектив).
5. Знание персоналом целей, задач общей стратегии деятельности предприятия.
6. Равенство всех перед нормами предприятия.
7. Самостоятельность, ответственность - оценка и спрос.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Уважаемый коллега! Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.
Оценки: 3- свойство проявляется в группе всегда;
2 –свойство проявляется в большинстве случаев;
1- свойство проявляется нередко;
0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
№ п\п |
Свойства психологического климата А |
Оценка |
Свойства психологического климата В |
1 |
Преобладает бодрый и жизнерадостный тон настроения |
3 2 1 0 1 2 3 |
Преобладает подавленное настроение |
2 |
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии |
3 2 1 0 1 2 3 |
Конфликтность в отношениях, антипатии |
3 |
В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание |
3 2 1 0 1 2 3 |
Группировки конфликтуют между собой |
4 |
Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности |
3 2 1 0 1 2 3 |
Проявляют к более тесному общению безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности |
5 |
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы |
3 2 1 0 1 2 3 |
Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство |
6 |
С уважением относятся к мнению других |
3 2 1 0 1 2 3 |
Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей |
7 |
Достижения и неудачи группы переживаются как собственные |
3 2 1 0 1 2 3 |
Достижения и неудачи группы не находят отклика ее членов |
8 |
В трудные дни для группы происходит эмоциональное, «один за всех и все за одного» |
3 2 1 0 1 2 3 |
В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения |
9 |
Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство |
3 2 1 0 1 2 3 |
К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно |
10 |
Группа активна, полна энергии |
3 2 1 0 1 2 3 |
Группа инертна, пассивна |
11 |
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе |
3 2 1 0 1 2 3 |
Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность |
12 |
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту |
3 2 1 0 1 2 3 |
Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым |
13 |
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно |
3 2 1 0 1 2 3 |
Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах |