Пересматриваются стратегии, тактики и задачи, возлагаемые на службы предприятия, в том числе на информационное обеспечение решаемых задач.
Сохранив отношения с покупателями и обеспечив стабильность поставок, обеспечив устойчивые показатели производства и продаж, оптимизировав структуру затрат и управление, наращивая долю рынка за счет успешной конкуренции, увеличив ликвидность и снизив зависимость от кредиторов, предприятие может использовать кризис как точку роста для реализации новых возможностей. Для достижения этой цели руководству требуется регулярно осуществлять ряд антикризисных управленческих воздействий на бизнес-процессы и ресурсы предприятия (рис.2):
Рис.2 Регулярные меры для решения порожденных кризисом проблем и повышения конкурентоспособности предприятия[33]
На схеме приведены задачи, в различной степени влияющие на эффективность бизнеса, имеющие различные оценки рисков их решения, осуществляющиеся на различных этапах борьбы с влиянием кризисных факторов. Перед тем, как подробнее рассмотреть задачи управления предприятием и их решения на различных уровнях управления, рассмотрим типовую последовательность и характеристики задач.
Что делать управленцам предприятия, если не хватает средств для выплаты зарплат, возврата кредитов, закупки сырья и материалов? Что делать, если надо резать затраты, но народная пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» неприменима, так как меры нужно принимать срочно, а мерить нечем - ведь раньше все было хорошо и не нужны были измерительные инструменты для управления бизнесом…
К сожалению, многие предприятия, оказавшись в подобной ситуации, вынуждены вначале осуществлять изменения, которые можно выполнить быстро, потом изменения, обеспечивающие существенный эффект в ближайшее время, и только потом изменения, позволяющие предприятию по-настоящему оптимизировать свою деятельность, повысить конкурентоспособность и использовать новые возможности.
На этом пути высок риск ошибок. Особенно опасны ошибки, допущенные на раннем этапе «скоропалительно принятых» точечных мер. Правильно и оперативно оценить ситуацию, понять с каких мер начать, как их применять, «что и где резать», и в результате избежать многих ошибок, помогают информационные технологии, обеспечивающие руководство данными, необходимыми для принятия правильных решений.
В таблице 1 рассмотрим связь между скоростью осуществления изменения, эффективностью изменения, риском совершения серьезных ошибок на этапе осуществления изменения, и ролью информационных технологий при осуществлении изменения. Все изменения в условиях кризиса можно отнести к двум основным типам: направленные на снижение затрат (выделены курсивом) и направленные на обеспечение доходов (выделены жирным шрифтом). Смешанный тип изменений и изменения, направленные на поддержание текущей деятельности, цветом не выделяем. Сгруппируем и условно отсортируем изменения в порядке их применения на типичном предприятии (без учета отраслевой специфики и привязки к структуре управления) в кризисных условиях. Количество звездочек в колонках обозначает условный вес показателей по 5-бальной шкале с учетом экспертной оценки авторов серии антикризисных статей.
Таблица 1. Последовательность и характеристики антикризисных изменений [34]
Задача, изменение |
Скорость |
Эффективность |
Риск ошибки |
Роль ИТ | |||||
Оперативные точечные меры Цель: устоять против первого удара кризисных факторов | |||||||||
Приостановить ряд инвестиционных проектов |
***** |
*** |
*** |
* | |||||
Сократить часть персонала |
***** |
*** |
**** |
* | |||||
Приостановить производство |
***** |
*** |
***** |
* | |||||
Пересмотреть цены на продукцию |
***** |
*** |
*** |
** | |||||
Пересмотреть затраты на продвижение |
***** |
** |
*** |
** | |||||
Регулярные меры Цель: обеспечить стабильность бизнеса с учетом кризисных условий | |||||||||
Анализ и снижение затрат |
** |
***** |
**** |
***** | |||||
Оптимизация складских запасов |
*** |
**** |
** |
***** | |||||
Правильный выбор поставщиков |
*** |
**** |
*** |
*** | |||||
Оптимизация затрат на ремонты и ТО |
** |
** |
** |
*** | |||||
Повышение эффективности персонала |
** |
***** |
**** |
*** | |||||
Выявление должников, анализ "дебиторки" |
**** |
**** |
* |
**** | |||||
Удержание и привлечение клиентов |
** |
***** |
*** |
**** | |||||
Оперативный анализ рентабельности заказов |
*** |
*** |
** |
***** | |||||
Ежедневный контроль ключевых показателей |
** |
***** |
* |
***** | |||||
Планирование поступлений и расходов |
*** |
**** |
* |
**** | |||||
Предотвращение кассовых разрывов |
**** |
**** |
*** |
**** | |||||
Прогрессивные меры Цель: обеспечить конкурентоспособность и развитие бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе | |||||||||
Оптимизация производственных процессов и снижение себестоимости |
** |
***** |
** |
***** | |||||
Повышение конкурентоспособности продукции |
* |
***** |
*** |
**** | |||||
Оптимизация продуктовой линейки |
* |
**** |
**** |
***** | |||||
Бюджетирование, несколько сценариев развития |
** |
***** |
** |
***** | |||||
Управление портфелем инвестиционных проектов |
** |
**** |
***** |
***** | |||||
Эффективное управление филиалами и ДЗО |
* |
**** |
***** |
**** | |||||
Слияния, поглощения, стратегические партнерства |
* |
**** |
***** |
*** | |||||