Современное предприятие является сложной производственно социальной системой, выступая в качестве объекта товарно-денежных отношений, обладающей экономической самостоятельностью, а также полностью отвечающим за результаты своей хозяйственно производственной деятельности.
Рассмотрев понятие предприятия, в качестве структурной единицы социально экономической фармации, мы должны чётко представлять, что процессы протекающие в сфере производственных отношений, достижение определённых положительных результатов, а также динамика промышленного роста невозможно без управления процессом производства.
Можно сделать вывод, что под процессом управления, понимается целенаправленная деятельность человека, посредством, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники.
Элементами управленческой деятельности, на которые направлены процессы управления, составляют объект управления, и процессы, протекающие в рамках функционирования конкретного предприятия.
Приложение направления управленческой деятельности на производстве называется субъект управления, которым может быть как отдельный человек, так и группа людей, выполняющих те или иные инструкции, решающих производственные задачи.
Управление производством представляет определённую разновидность производственного процесса, определяемая предметом труда, средствами труда, а так конечным результатом.
Предметом труда в процессе управленческой деятельности является информационная составляющая. Собранная и полученная информация из разнообразных источников данных в процессе работы подвергается систематическому анализу и на основе полученных данных создаются альтернативные варианты управленческих решений.
Под средствами управления понимается все, что будет располагать к реализации операций с информацией.
Степень сложности управления характеризуется масштабами производства, количеством выпускаемой продукции, а также структурой решаемых вопросов на производстве. Согласно классификации управление как деятельность, подразделяют на управление людьми и управление функционированием организации.
Процесс управления производственной деятельности, складывается из планирования процессов, постановки стратегических задач на производстве, проектирование системы измерения работы, а также контроля за выполнением заданий. Управление деятельностью не может быть успешным, если управление людьми осуществляется неправильно.[1]
Сущность явления управление людьми, заключает в себе деятельность по управлению персоналом предприятия. Подобная область управления непосредственно связана с деятельностью руководителя организации. Основным направлением подобного вида деятельности является, обеспечение сотрудничества в коллективе, грамотная кадровая политика, обучение персонала, целенаправленная мотивация персонала.
Рассмотрим некоторые стандартные функции управления:
-использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач;
-отбор работников, наиболее подходящих для выполнения конкретной, а также обеспечение процесса их дальнейшего обучения;
-процесс снабжения сотрудников ресурсами, которые необходимы для надлежащего решения требуемого круга задач;
-использование периодических материальных выплат стимулирующего характера, с целью повышения производительности труда;
-отделение планирования от самой работы.[2]
Для более ясного представления, проблематики изучаемого явления рассмотрим некоторые системы управления:
1) система управления на основе контроля - тип управления, характеризующийся четкостью и жёсткостью функций, правил, команд и контролем за ходом процесса, при котором реакция организации на изменения появляется после свершения события.
Постепенно рынок насыщался, эпоха массового производства сменилась эпохой массового сбыта. Организация стала в большей степени зависеть от внешней среды, т.е. от спроса на ее товар.
Методы и формы менеджмента на этих фазах становятся все более связанными с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента.[3] В данном случае перед организацией встает задача не только предвидеть новые рынки для своих существующих товаров, а также стремится к созданию новых товаров, проектируемых на основании прогноза, отражающего будущие потребности потребителей.
2) система управления на основе экстраполяции, тип управления, основанный на апроксимационном характере принятия решений и предположений о том, что будущее может быть предсказано путём анализа сложившейся в прошлом тенденции развития предприятия.
Одним из основных понятий в теории управления производством является организационная структура, которая определяется как совокупность подсистем, объединенных иерархическими взаимосвязями, обеспечивающими распределение функций управления между руководством и подчиненными управленцами для достижения определённых целей предприятия.
Формируя определённую организационная структуру, руководитель объединяет материальные и человеческие ресурсы, используемые в управлении, упорядочивая структурные связи между ними. Также при формировании подобных структур, должно быть достигнуто определённое соответствие целям и решаемым задачам, составу и условиям функционирования объекта управления на производстве.
Организационную структуру определяют следующие характеристики:
-количество звеньев управления;
-количество уровней иерархии;
-степень централизации (децентрализации) управления;
-делегирование полномочий;
-норма управляемости.
Звено (отдел) - это организационно обособленный, самостоятельный орган управления, выполняющий определенные функции управления [2].
Уровень (ступень) иерархии - это группа звеньев, в которых ЛПР имеют одинаковые полномочия. Для каждого звена управления связи со всеми подчиненными ей уровнями называют внутренними, а остальные внешними [2].
Степень централизации (децентрализации) управления:
1) Система управления называется централизованной, если принятие решений осуществляется только в центральном (старшем) органе системы. Центральный орган управления имеет право распоряжаться всеми материальными, финансовыми и людскими ресурсами системы, принимать решения по целеполагания, перераспределять ресурсы из одной части системы в другую, координировать деятельность всех ее частей[2].
2) Система управления называется децентрализованной, если решения принимаются отдельными элементами системы независимо от других элементов и не корректируются центральным органом управления. Децентрализованная система обладает тем преимуществом, что в ней органы управления максимально приближены к объектам управления. Это повышает оперативность управления при небольших воздействиях внешней среды, учитываемых в рамках действующего плана. В реальных системах часть решений принимается централизованно, а часть - децентрализовано.