Для того чтобы организация обеспечивала высокое качество, необходимо, чтобы эта организация:
определила процессы, необходимые для их применения во всей организации;
определила последовательность и взаимодействие этих процессов;
определила критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности этих процессов;
обеспечивала наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
осуществляла мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
принимала меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов
Принцип системности является одним из способов достижения цели, поэтому его вполне можно считать составляющей алгоритма, о котором пойдет речь ниже.
Из принципа системности возникают два естественных вопроса: какова цель существования системы (или, зачем система создана), и как система должна функционировать, чтобы достигать указанной цели.
Система менеджмента – также составляющая алгоритма достижения цели предприятия. В свою очередь, цель системы менеджмента – разрабатывать и применять инструменты для достижения цели предприятия. Выполнение потребностей заинтересованных сторон в той или иной степени (т.е. качество) – инструмент получения прибыли.
Структура ИСО 14001 и OHSAS 18001, по существу, предлагает следующую (приводимую ниже конкретно из ИСО 14001) последовательность действий:
· сформулировать политику (п. 4.2);
· провести планирование (4.3), в том числе:
· определить экологические аспекты (4.3.1),
· определить законные и другие требования (4.3.2),
· определить целевые и плановые экологические показатели (4.3.3),
· разработать программа(ы) управления окружающей средой (4.3.4);
· реализовать внедрение и функционирование (4.4), в том числе:
· определить структуру и ответственность (4.4.1),
· обеспечить обучение, осведомленность и компетентность (4.4.2), обеспечить связь (4.4.3),
· разработать документацию системы (4.4.4),
· проводить управление документацией (4.4.5),
· провести управление операциями (4.4.6),
· обеспечить подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них (4.4.7);
· провести проверки и корректирующие действия (4.5), в том числе:
· провести мониторинг и измерения (4.5.1),
· устранить несоответствия, провести корректирующие и предупреждающие действия (4.5.2),
· провести регистрацию данных (4.5.3),
· провести аудит системы (4.5.4);
· провести анализ со стороны руководства (4.6).
Организационная структура представляет собой совокупность подразделений, взаимосвязей между ними и распределения функций. Если предприятие небольшое, то маркетингом может заниматься один человек, если предприятие большое, то необходима информационная служба. Выделяют следующие виды структур:
функциональная;
товарная;
товарно-функциональная;
рыночно-функциональная;
товарно-функциональная.
Общая стратегия компании и ее маркетинговая стратегия во многом совпадают. Маркетинг заботится о нуждах потребителя и о способности компании удовлетворить их; эти же факторы определяются миссией и задачами компании. В стратегическом планировании компании используются многие понятия маркетинга – доля рынка, развитие рынка, рост; порой бывает сложно отделить стратегическое планирование от маркетингового. На практике некоторые компании называют свое стратегическое планирование «стратегическим маркетинговым планированием».
Успешная реализация стратегии и тактики маркетинга зависит от того, насколько хорошо компания использует совокупность всех пяти элементов – программы действий, организационной структуры, системы принятия решений и поощрения, человеческих ресурсов и культуры компании – в рамках единой программы, поддерживающей ее стратегию.
Отечественные маркетологи сходятся во мнении, что при разработке планов маркетинга на наших предприятиях возникают следующие основные проблемы:
· Отсутствие достаточного количества данных для проведения маркетинговых исследований.
К факторам, ограничивающим использование планирования в отечественных условиях, относится чрезмерно высокая степень неопределенности на российском рынке, обусловленная продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной и пр. (непредсказуемость таких изменений снижает масштабы и горизонты планирования).
· Отсутствие должной поддержки со стороны высшего руководства.
Только когда высшее руководство предприятия понимает важность исследования рынка и необходимость разработки маркетингового плана, можно заставить все соответствующие службы предприятия участвовать в подготовке и реализации плана маркетинга.
· Недостаточная подготовленность специалистов службы маркетинга и особенно других структурных подразделений предприятия.
Недостаточная подготовленность соответствующих специалистов мешает не только собрать нужные данные, но и систематизировать ту маркетинговую информацию, которой уже располагают многие подразделения предприятия, предоставить ее в том виде, который позволяет действительно разработать систему мероприятий в этой области. Очень важно поэтому, чтобы у предприятия была прочная методологическая основа для проведения исследования рынка.
· Функции сбыта и исследования рынка не разделены.
Очень часто служба исследования рынка предприятия находится в составе отдела сбыта. Недостаточный статус службы исследования рынка приводит к тому, что у нее нет возможности осуществлять функции контроля и оценки исполнения мероприятий плана маркетинга.
Опыт маркетинговой деятельности отечественных предприятий весьма ограничен. На многих предприятиях только начинают действовать, а на некоторых организовываться маркетинговые службы. На основе опыта западных стран в России формируется свой тип маркетинга.
Функциональная структура выглядит следующим образом:
Преимущества:
· простота, выраженная в том, что каждый отдел имеет свои функции, не пересекающиеся с другими отделами;
· функциональная специализация работников, способствующая росту квалификации.
Недостатки:
· с расширением номенклатуры выпуска снижается качество работы;
· отсутствие механизма поиска нетрадиционных направлений деятельности фирмы;
· возможность конкуренции между отделами и различные интересы.
Эта организация эффективна в тех случаях, когда деятельность фирмы постоянна и однообразна, фирма небольшая, выпускает одно наименование продукции или ограниченное число и реализует ее на малом рынке. Иногда такую структуру используют крупные фирмы, выпускающие уникальные товары.
Товарная структура. Маркетинговая служба строится по товарам.