Можно утверждать, что в 80-е годы в нашей стране сложился своеобразный кризис здравоохранения. Принятое в 1989 году «Положение о новом хозяйственном механизме в здравоохранении» было направлено на преодоление всех этих негативных моментов[37]. Уровень профессиональной подготовки медицинских работников, наличие лекарственных препаратов, низкий уровень материально-технической базы здравоохранения стали наиболее острой проблемой наблюдаемого у нас в стране кризиса здравоохранения. Господствовавший долгие годы в этих сферах государственный монополизм, незначительная сумма средства, выделяемая из государственного бюджета, преобладание экстенсивных методов развития являются основными причинами возникших затруднений.
Появившиеся в этих условиях первые медицинские кооперативы, малые предприятия во многом имели успех благодаря доступу к современному оборудованию, дефицитным лекарствам, привлечению наиболее квалифицированных специалистов. Это привело к еще большей дифференциации качества медицинского обслуживания, усилило социальную напряженность в обществе. Поэтому государство было вынуждено пойти на усиление государственного контроля в производстве лекарств и медицинской техники.
Перемены, происходящие в стране, не могли не коснуться и здравоохранения. В условиях перехода к рынку сохранить здравоохранение как некий чисто государственный островок со стопроцентным государственным финансированием предоставляемых услуг не представлялось возможным. Решение проблемы поддержания здравоохранения на должном уровне состояло в его комбинированном финансировании, так как в сохранении и поддержании здоровья заинтересованы и государство, и предприятия, независимо от форм собственности, и сами граждане[38].
Форма хозяйствования в здравоохранении отражала в условиях командно-административной системы ее основополагающие черты, что приводило к следующим последствиям: это, прежде всего хроническая нехватка финансовых средства, неэффективное использование имеющихся ресурсов, недостаточные материальные стимулы, отсутствие возможности здравоохранению влиять на демографические, экологические, социально-экономические факторы, определяющие условия жизни людей и состояние их здоровья.
Решение всех этих проблем представляется возможным в условиях новых экономических отношениях. 90 - е годы явились переломным моментом в сфере здравоохранения. Именно в это время происходит развитие рынка медицинских услуг.
В таблице 2 представлено финансирование Искитимской Центральной районной больницы за 12 месяцев 2005 года
Таблица 1
Финансирование ИЦРБ
№ п/п |
Источники финансирования |
Сумма (тыс. руб.) |
% |
1. |
Муниципальный бюджет |
0,00 | |
2. |
Районный бюджет |
11180,60 |
24,64 |
3. |
Областной бюджет |
3334,20 |
7,35 |
4. |
Платные услуги |
1205,50 |
2,66 |
5. |
Средства ОМС |
29649,1 |
65,35 |
6. |
Безвозмездная помощь, прочие поступления |
0,00 | |
Всего: |
45369,4 |
100 |
В таблице 3 представлено исполнение сметы расходов по бюджету за 12 месяцев 2005 года.
Таблица 3
Исполнение сметы расходов по бюджету
№ п/п |
Наименование статей расходов (код статьи) |
Сумма (тыс. руб.) | ||||
План |
Исполнено (получено финансирования) |
% испол нения |
Фактические расходы |
Кассовые расходы | ||
Всего: |
13810,1 |
11180,6 |
80,96 |
10100,7 |
11180,6 | |
В том числе по статьям: | ||||||
1. |
Заработная плата (211) |
2211,9 |
2248,4 |
101,65 |
2325,1 |
2248,4 |
2. |
Начисления на оплату труда (213) |
579,6 |
537,8 |
92,79 |
605,2 |
537,8 |
3. |
Увеличение стоимости материальных запасов (340 в части медикаменты и перевязочные средства, реактивы) |
110,0 |
136,8 |
124,36 |
113,5 |
136,8 |
4. |
Увеличение стоимости основных средств (310 в части приобретение мягкого инвентаря) |
27,4 |
0,00 | |||
5. |
Увеличение стоимости материальных запасов (340 в части питание) |
506,0 |
506,0 |
100,00 |
567,1 |
506,0 |
6. |
Увеличение стоимости материальных запасов (340 в части ГСМ) |
1069,2 |
1762,1 |
164,81 |
1632,9 |
1069,2 |
7. |
Увеличение стоимости материальных запасов (340 в части запчасти, хозяйственные и строительные материалы, канцелярские товары) |
1131,1 |
1168 |
103,26 |
937 |
1860,9 |
8. |
Прочие выплаты (212 оплата суточных) |
4,4 |
0,00 | |||
9. |
Транспортные услуги (222) |
54,5 |
306,9 |
563,12 |
314,5 |
306,9 |
10. |
Услуги связи (221) |
289,0 |
391,4 |
135,43 |
304,2 |
391,4 |
11. |
Коммунальные услуги (223) |
2361,1 |
1706,7 |
72,28 |
2299 |
1706,7 |
12. |
Услуги по содержанию имущества (225 ремонт оборудования) |
46,4 |
0.00 | |||
13. |
Услуги по содержанию имущества (225 текущий ремонт зданий) |
780,0 |
32,7 |
4,19 |
73,5 |
32,7 |
14. |
Прочие расходы (226) |
392,3 |
413,5 |
105,40 |
343,6 |
413,5 |
15 |
Пособия по социальной помощи населению (262) |
68,0 |
44,0 |
73,0 |
44,0 | |
16 |
Прочие выплаты (212 методологическая литература) | |||||
17 |
Увеличение стоимости основных средств (310 в части приобретения оборудования, транспортныхсредств) |
3519,5 |
1878,9 |
53,39 |
454,3 |
1878,9 |
18 |
Прочие услуги (290) |
659,7 |
47,4 |
7,19 |
57,8 |
47,4 |