В отдельных случаях влияние только этих ценностей обеспечивает долговременную ликвидность продукции, даже если она по базовым показателям уступает конкурентам. Имидж фирмы, например, действует так же как подпись известного художника.
Временные ценности – дополнительные ценности, имеющие прямое отношение к виду и качеству продукции, но действующие временно, иногда сезонно, обычно меньше жизненного цикла товара: новизна, мода, престиж [6, с. 42]. Эти ценности, как правило, на какое ‑ то время позволяют держать ударные цены на продукцию.
Идеально, когда жизненный цикл товара соразмерен с длительностью действия временных ценностей. Временные ценности реализуются потенциальной возможностью наценки к себестоимости товара, убывающей во времени (в связи сего моральным износом) [6, с. 42].
Сопутствующие ценности – дополнительные потребительские ценности, несвязанные с продукцией непосредственно, но облегчающие или затрудняющие условия ее приобретения или эксплуатации: сезонный спрос на продукцию, уровень инфляции (для экспортируемых или импортированных товаров) [8, с. 41].
Сопутствующие ценности могут, как способствовать ликвидности продукции, так и затруднять ее реализацию. Наценка к продукции за счет действия сопутствующих ценностей может значительно колебаться во времени.
Привнесенные ценности – информационные ценности: реклама, выставки, конкурсы, которые сами по себе не имеют ни прямого, ни косвенно отношения к продукции, но за счет новой или повторяющейся информации о ценностях, имеющих отношение к продукции, значительно увеличивают ее потребительскую стоимость в глазах многих покупателей [8, с. 41].
К привнесенным ценностям также относятся слухи, мнения, жизненный опыт. Воздействие привнесенных ценностей может быть как временным, так и постоянным (например, реклама). Привнесенные ценности во времени действуют аналогично сопутствующим.
Колебательный характер наценки вызван ослаблением во времени воздействия информационных мероприятий (до ее возобновления).
Большая часть продукции, как правило, не имеет дополнительных потребительских ценностей. Особенно это относится к материалам, полуфабрикатам, комплектующим изделиям, ценность которых профессионально оценивается потребителями по базовым характеристикам, поэтому их стоимость на рынке может быть с большой вероятностью спрогнозирована еще в период разработки.
Так как дополнительные ценности выражаются наценкой к себестоимости, то долю этой наценки можно считать рентабельностью продукции за счет конкретной потребительской ценности [7, с. 49].
Универсальные ценности – рыночная стоимость продукции или цена.
Цена – главная ценность, которая, как зеркало, адекватна потребительским свойствам, но с какой ‑ то погрешностью, вызванной стохастическим характером зависимости цены и качества [8, с. 41].
Вместе с этим цена, какой бы ни была продукция, имеет универсальную размерность (в денежном выражении), то есть по ней можно сравнивать ценность разных по виду и качеству изделий.
Успешное продвижение на рынок нового изделия во многом будет зависеть от правильного учета всех факторов, влияющих на ликвидность продукции, и особенно от возможности предприятия ‑ изготовителя выявить или сформировать дополнительные потребительские ценности, усиливающие базовое качество продукции.
Итак, из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что показатели качества, являющиеся основной категорией потребительских ценностей, создают базу (основу) для формирования цены, себестоимости продукции в зависимости от ее первоначального качества.
На основе базовых ценностей (показателей качества) формируются все последующие ценности, входящие в состав потребительской ценности продукции. Лишь некоторые не имеют никакой связи с базовыми ценностями, они были отмечены выше.
В 1987 г. Международной организацией по стандартизации ИСО (ТК 176) была разработана и утверждена серия международных стандартов ИСО 9000 - ИСО 9004, устанавливающая требования к системам качества продукции на предприятиях.
В 1994 г. эта серия стандартов была переработана и расширена, а также дополнена стандартами серии 10000. Совокупность этих стандартов получила название «стандарты семейства ИСО 9000» [2, с. 129]. В данных стандартах нашли концентрированное выражение лучшие мировые достижения в области управления качеством продукции.
Эти стандарты признаны и приняты в качестве национальных во многих странах, в том числе в нашей стране. У нас на базе этих стандартов разработаны и действуют ГОСТы.
Стандарты семейства ИСО 9000 находят все большее применение при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика [7, с. 50].
При этом соответствие такой системы требованиям стандартов ИСО рассматривается как определенная гарантия того, что поставщик способен выполнить требования контракта и обеспечить стабильное качество продукции. Поэтому в контракты включается условие необходимости такого соответствия, дополняющее требования к продукции или услуге, отраженные в стандартах или технических условиях.
В комплексе международных стандартов семейства ИСО 9000 базовыми являются следующие стандарты серии 9000 и стандарт ИСО 8402 [2, с.129]:
ИСО 9000-1 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению».
ИСО 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001-96) «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании».
ИСО 9002 (ГОСТ Р ИСО 9002-96) «Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании».
ИСО 9003 (ГОСТ Р ИСО 9003-96) «Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».
ИСО 9004-1 «Управление качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».
ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь». Устанавливает перечень и определение терминов, применяемых в МС семейства ИСО 9000.
В соответствии с международными стандартами ИСО 8402, 9000, 9004 у нас разработаны различные методические рекомендации по применению стандартов семейства и разработке элементов систем качества.
Стандарты ИСО 9001-9003 имеют нормативный характер и служат моделями, с которыми сравниваются системы управления качеством на предприятии.
ИСО 9001-9003 различаются полнотой охвата этапов жизненного цикла продукции и требований к системе качества.
Самый полный МС ИСО 9001 используется, когда соответствие определенным требованиям должно обеспечиваться поставщиком на всех стадиях и этапах жизненного цикла: исследование, проектирование, производство, транспортирование, хранение, монтаж и эксплуатация.
МС ИСО 9002 используется, когда соответствие определенным требованиям должно обеспечиваться поставщиком в процессе производства, транспортирования, хранения, монтажа и обслуживания.