Мэрджер (фр. maied, лат. major — старший, большой, более поздний) означает поглощение фирмы более сильной компанией.
Причиной мэрджера на рынке, как правило, является ситуация, когда продукт довольно высокого качества, предлагаемый компанией к реализации, продается медленно из-за противодействий конкурентной фирмы.
Мэрджер проводит поглощающая компания в отношении приобретаемой фирмы и включает в себя действия компании по следующим этапам.
1 этап. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности фирмы, намеченной к поглощению (т. е. приобретаемой фирмы).
2 этап. Оценка перспектив развития фирмы и ее возможностей на данном рынке, а также результативности работы фирмы в выбранной области деятельности.
3 этап. Оценка финансовых возможностей компании в отношении данной фирмы.
4 этап. Принятие компанией решения о поглощении фирмы.
5 этап. Выбор формы мэрджера.
6 этап. Проведение процедуры поглощения формы в соответствии
с выбранной фирмой мэрджера. Возможны три формы мэрджера:
1. Компания покупает имущество фирмы, т.е. ее здания, помещения, другие объекты недвижимости, оборудование, транспорт и другие основные фонды и нематериальные активы.
2. Компания выпускает свои акции для обмена их на акции фирмы.
3. Компания покупает крупный пакет акций фирмы, дающий ей право на управление фирмой. Сосредоточив в своих руках контрольный пакет акций фирмы, компания становится для нее материнской (или головной) компанией, а сама фирма превращается в дочернее предприятие. Таким образом, образуется холдинговая компания. Холдинговая компания представляет собой головную компанию, владеющую контрольным пакетом акций других акционерных обществ и специализирующихся на управлении этими обществами (т.е. своими дочерними предприятиями).
Первые две формы мэрджера означают поглощение фирмы компанией. Третья форма — это слияние фирмы с компанией в новую
I компанию.
Процедура мэрджера схематично представлена на рис. 8.4.
1 — компания скупила основные средства фирмы (поглощение фирмы);
2 — компания обменяла свои акции на акции фирмы (поглощение фирмы);
3 — компания покупает контрольный пакет акций фирмы, (слияние фирмы с компанией).
Пример. Компания осуществила мэрджер фирмы путем обмена своих акций на акции фирмы. Меновое соотношение равно 1 к 10. У компании до мэрджера было 10 тыс. акций и годовая прибыль 2 млн. руб. Для обмена акций фирмы компании необходимо выпустить 6 тыс. акций. (60/10). После мэрджера компания будет иметь годовую прибыль 2240 тыс. руб. (2000+240). Прибыль на одну акцию возрастет с 20 руб. (2000/100) до 21,13 руб. (2240/106).
Пример. Стоимость акций компании на рынке 45 руб. Стоимость акций фирмы на рынке 6 руб. компания предлагает акционерам фирмы выкупить их акции с премией в 50% к рыночной цене. То есть цена покупки компанией акций фирмы составит 9 руб. (6/50 х 100). Тогда меновое соотношение по обмену акций будет равно 9/45-0,2.
У фирмы имеется 30 тыс. акций. Следовательно, для обмена акций фирмы на акции компании компания должна дополнительно выпустить 6 тыс. своих акций (0,2 х 30).
Важным моментом анализа финансовой устойчивости поглощаемое фирмы и оценки перспектив ее развития является определение цены фирмы и величины гудвилла на данный момент времени в динамике за последние два-три года.
Цена фирмы или цена хозяйствующего субъекта показывает доходность, перспективы развития и" положение фирмы на рынке.
Цена фирмы складывается под воздействием трех факторов: чистой прибыли, стоимости активов фирмы, размера ставки банковского процента за кредит (ставки рефинансирования). Она определяется по формуле:
,
где Ц - цена фирмы, руб.;
ч - годовая сумма чистой прибыли, руб.;
n - размер ставки банковского процента за кредит, в долях единицы;
К - балансовая стоимость активов фирмы, руб. Активы фирмы (т.е. хозяйствующего субъекта) представляют собой совокупность имущественных прав, принадлежащих ей. Имущественные права - это права владения, распоряжения и пользования имуществом. Активы фирмы включают в себя основные средства, нематериальные активы, прочие внеоборотные активы, оборотные активы, оборотные средства в бухгалтерском балансе фирмы.
Пример. Годовая чистая прибыль фирмы 10,08 млн. руб. Ставка рефинансирования (ставка банковского процента за кредит) 28% годовых. Стоимость активов фирмы - 25 млн. руб. Цена фирмы:
млн. руб
Динамика цены фирмы за предшествующие годы характеризуется следующим направлением:
1 год - 8,2 млн. руб.;
2 год - 9,5 млн. руб.;
3 год - 11,0 млн. руб.
Рост цены фирмы за три года показывает, что данная фирма имеет хорошие перспективы своего развития и занимает прочное место на рынке. За три года цена фирмы увеличилась на 34,11% (11,0/ 8,2х100-100).
Гудвилл (англ. goodwill — престиж фирмы) означает условную стоимость имиджа фирмы, ее деловых связей. Другими словами, гуд-вилл — это денежная оценка нематериальных активов — торговой марки, фирменного знака и т. п. Гудвилл проявляет себя при продаже фирмы.
Пример. Фирма была куплена за 20 млн. руб. Собственный капитал фирмы 13,5 млн руб Стоимость основных фондов фирмы, учтенная в бухгалтерском балансе, составляла 3 млн. руб. При переоценке основных фондов по рыночным ценам из расчетная стоимость составила 4,5 млн. руб. Сумма добавочного капитала равна 4,5-3° 1,5млнруб. Стоимость гудвилла составляет 20-13,5-1,5=5 млн. руб.
Цель мэрджера заключается в синергизме. Синергизм (греч. sy-nergeia - сотрудничество, содружество) означает явление в деловой практике, когда общий результат превосходит сумму отдельных эффектов, входящих в этот результат.
Синергизм — это не только экономическая категория. Синергизм - это также важная категория процесса жизни человека. Она показывает, что в организме любого человека находятся какие-то внутренние резервы его жизнедеятельности, которые в стандартных условиях жизни не действуют. Например, для больного самое главное - это его безграничная вера в талант врача (обычного врача или врача-экстрасенса). Тогда на эффект лечения влияют три силы: 1) усилия врача; 2) обычные действия организма больного в условиях болезни, т. е. в кризисных условиях; 3) третья сила - вера, которая напрягает человеческую психику и вызывает действия для всех заложенных, но ранее себя не проявлявших скрытых резервов человеческого организма.
Причинами возникновения синергизма могут быть:
1. Вертикальная интеграция хозяйственного процесса. Вертикальная интеграция означает, что как приобретаемая фирма, так и поглощающая ее компания находятся на разных уровнях технологической цепочки хозяйственного процесса. Такая интеграция может обеспечить более низкие издержки обращения или более эффективное распределение ресурсов (например, поглощение и присоединение филиала к банку).