Схему цикла изменения для организационных систем можно представить следующим образом:
· Наблюдение - сырые данные - сбор данных, ориентация, удаление старого учебного опыта: объективные показатели, структура, распределение функций, власти, атмосфера, конфликты, слухи, недовольства, дискомфорт, и др.
· Концептуализация - оценка фактической ситуации, анализ, диагноз, идентификация проблемы, осознание потребности и проблемы, распространение информации для создания общей фигуры потребности, создание значения (значимости). создание образа.
· Мобилизация энергии - сосредоточение средств и коллективных усилий: планирование, мозговой штурм, идентификация возможных решений, установка приоритетов, дискуссии, вскрытие конфликтов, возбуждение, воодушевление, энергия и целеустремленность, направленность.
· Действие - принятие решения, распределение роли и ответственности, постановка задачи, эксперимент, пробный проект.
· Изменение - очевидные изменения, продвижение к потребностям, воплощение.
· Оценка - дистанцирование, активная рефлексия, оценка процесса (как прошло? что мы испытали? что было полезно, что не было? Что достигнуто? Что еще не достигнуто?), закрытие, освобождение энергии для новых циклов.
· Выход - продолжение ассимиляции опыта, восстановление энергии для новых циклов.
Цикл изменений описывает процесс зарождения необходимости к изменению, а также процесс свершения изменения в системе и усвоения результатов этого изменения.
Задача консультанта, работающего с организациями в традициях гештальт-подхода, заключается в том, чтобы развить у клиента (как некоторой системы) способности, необходимые для понимания и практического применения модели цикла изменения и таких важных в этом цикле функций, как сознавание, контакт и др Цель вмешательства консультанта - полностью пройти и завершить цикл изменения.
Энергия присутствует на всех стадиях цикла. Основная задача - достоверно установить, в какой точке сосредоточена энергия для каждого лица, группы, организации и т.д.
Концепция цикла изменений может использоваться как инструмент оценки, позволяющий установить, что способствует или сдерживает процесс изменений.
В практике наиболее часто встречается следующие варианты неполного прохождения цикла:
1. Действие по методу "проб и ошибок":
Руководители и менеджеры организаций - клиентов имеют тенденцию курсировать между пунктом "наблюдение" и пунктом "действие" и назад, что ведет к одномерному, линейному поведению. Они недовольны существующим положением дел и стремятся скорее внести какие-то изменения. Изменения производятся, а улучшения наступают далеко не всегда. "Нет, надо было сделать по-другому", - решают в руководстве компании и делают еще попытку. Возможно, успех вновь не будет достигнут.
Таких попыток может быть много. Если ожидаемого результата нет (а он, результат, часто видится лишь в общих чертах: "чтобы сотрудники лучше работали", "чтобы были больше прибыли", "чтобы перестали наконец работать в авральном режиме"), то нарастает недовольство, тревога, отчаяние.
Организацию лихорадят множественные попытки нововведений. В итоге наступает хаос или апатия.
2. Изменения, едва начавшись, затухают, если не вскрываются конфликты и сопротивления к изменению (со стороны ключевых фигур организации, некоторых структур или исполнителей проекта). Их (изменения) "сливают", сводят на нет.
3. Недостаточно проведенный этап завершения изменений приводит к недолговечности результатов изменений, все быстро возвращается "на круги своя". Таким образом в системе дискредитируется сам процесс развития, изменений, его необходимость и эффективность.
В гештальт-терапии цикл контакта (цикл опыта, цикл переживания) описывает процесс возникновения и удовлетворения актуальной потребности индивида. Подробно с описанием цикла контакта можно познакомиться в работах Ф. Перлза, П. Гудмена (2001), Ж-М. Робина ( 1996), И. Польстер, М. Польстер (1997).
В предлагаемой ниже таблице соотнесены принятые названия стадий Цикла контакта в индивидуальном контексте и стадии Цикла изменений в организационном контексте Э. Невис (2002), Й. Ферхланд, Е. Ротгерс-Ферхланд (1997-1999), Р. Морер (2002).
Индивидуальный контекст |
Организационный контекст | |||
Ф. Перлз, Ж-М. Робин |
Э. Невис, Й. Ферхланд, Е.Ротгерс-Ферхланд |
Э. Невис, Й. Ферхланд Е.Ротгерс-Ферхланд |
Р. Морер | |
Пред- |
Ощущение |
Наблюдение, данные |
Отдельные инциденты |
Начало |
контакт |
Сознавание |
Концептуализация |
Признание |
изменения |
Контакти-рование |
Возбуждение, мобилизация энергии |
Мобилизация энергии |
Начальные | |
Действие |
Действие |
действия |
Середина изменения | |
Финальный контакт |
Контакт |
Изменение |
Внедрение, Интеграция | |
Пост- |
Закрытие, завершение |
Оценка |
Спад |
Конец |
контакт |
Выход |
Выход |
активности |
изменения |
Рассмотрим подробнее каждый сегмент Цикла изменений.
НАЧАЛО ГЕШТАЛЬТ-ЦИКЛА ИЗМЕНЕНИЙ:
Наблюдение. Данные. (Отдельные инциденты).
Р. Морер (2002) описывает цикл изменения в терминах, более понятных менеджерам, управленцам. На первой стадии разворачивания цикла он говорит об отдельных инцидентах, как некоторых фактах (недостатках), которые появляются, например, в разных показателях эффективности деятельности компании и кажутся не связанными друг с другом. Подобные инциденты повторяются, можно уже проследить некоторые закономерности, и все больше людей в организации обращает на это внимание. Обычно заказчик и предъявляет консультанту набор тревожащих показателей работы компании и некоторые предположения об их связи (например, падает уровень продаж, низкая трудовая дисциплина или высокая текучесть кадров и др.)