Введение
Знания – это такой же актив, как финансы, отношения с клиентами или бренд. Любая компания обладает и управляет ими, различие лишь в том, насколько это управление осознанно.
Сегодня невозможно представить по-настоящему эффективную организацию, не занимающуюся в той или иной мере управлением знаниями. Успешный опыт в этой области демонстрируют совершенно разные компании: Microsoft, Газпром, РАО ЕЭС, British Petroleum, Северсталь, McKinsey & Company и многие другие.
Управление знаниями не ограничивается их накоплением внутри компании - оно направлено на распространение знаний среди сотрудников и постоянное их использование. Как заметил Франческо Петрарка: «Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам».
Человек, передающий знание, остается его владельцем - одно знание может передаваться неограниченное количество раз, и при передаче знания у него становится на одного владельца больше.
Знание не изнашивается, скорее, наоборот - при постоянном использовании оно развивается и становится более ценным.
Знание существует виртуально и может быть как формализованным (явным), так и персонализированным (скрытым); другие ресурсы существуют объективно.
Управление знаниями – это непрерывный процесс, направленный на создание, накопление и применение знаний в компании. Критерием его эффективности является возможность сотрудника компании своевременно получить требуемое знание, т.е. сотрудники службы УЗ обеспечивают остальных сотрудников компании:
необходимыми знаниями
в требуемом количестве
в нужном месте
в установленное время
требуемого качества
по приемлемой цене
Вариативность подходов к управлению знаниями является следствием различий между формализованными и персонализированными знаниями. На этих различиях базируются 2 основных подхода:
№ |
. |
Управление формализованными знаниями |
Управление персонализированными знаниями |
1 |
Концептуальная схема |
|
|
2 |
Генерация знаний |
Знание генерируется человеком и впоследствии кодифицируется, либо создается информационной системой на основании уже имеющихся знаний |
Знание генерируется человеком, который и становится его владельцем |
3 |
Хранение знаний |
Физические носители информации |
Головы людей |
4 |
Распространение знаний |
Посредством информационной системы и/или имеющихся материалов |
Системы наставничества, корпоративные университеты |
5 |
Основной акцент в управлении |
Информационная система, упрощающая формализацию, хранение, распространения и использование знания |
Создание социальной сети, ориентированной на распространение знаний внутри компании |
6 |
Плюсы |
Разовые инвестиции в формализацию знания и неограниченное дальнейшее его использование |
Постоянный обмен знаниями стимулирует их генерацию и развитие |
7 |
Минусы |
Носители знаний не заинтересованы в его формализации Далеко не все знания формализуемы (например, плавание или езда на велосипеде) |
Постоянные инвестиции в сотрудников, обладающих знанием Знание покидает компанию вместе с сотрудником |
Рассмотрим схему, отражающую связи между блоками знаний внутри компании. Очевидно, что для управления используемыми знаниями требуется комбинация рассмотренных подходов.
Три грани управления знаниями
УЗ – это область, находящаяся на пересечении трех дисциплин:
1. Управление бизнесом — область, с точки зрения управления знаниями, отвечающая на вопросы «Как создавать добавленную стоимость и обеспечивать конкурентное преимущество на основе знаний?». Главным объектом управления в данной области является компания как открытая социально-экономическая система.
2. Науки об информации, которые с точки зрения управления знаниями отвечают на вопрос «Как эффективно работать с информацией?». Соответственно названию наук, главным объектом изучения и управления в данной области является информация.
3. Гуманитарные науки, которые, с точки зрения управления знаниями, отвечают на вопрос «Как обеспечить необходимое поведение людей?». Главным объектом изучения в данной области является человек.
Сотрудники используют и транслируют имеющиеся знания; управление знаниями в контексте людей позволяет создавать эффективную социальную сеть внутри компании и за ее пределами
Технологии используются для упрощения коммуникации, накопления и распространения знаний.
Процесс выстраивает всю деятельность по управлению знаниями в единую систему.
Говоря о практическом применении этой модели, приведем методику построения системы управления знаниями. Методика состоит в выявлении точек использования знаний, связей между ними и определении подходящих источников знаний и инструментов управления.
Задачи управления знаниями
Теперь уже проще сформулировать практические задачи УЗ с учетом специфики компонентов описанной выше триады.