Этот стиль руководства опирается на высокую сознательность и преданность общему делу, компетенция и ответственность за действия передается сотрудникам, которые и принимают решения, предварительно согласовав их с руководителем. При таком делегировании полномочий поддерживается собственная инициатива работников, руководитель лишь создает необходимые организационные условия для их работы, которые предопределяют конечный результат, обеспечивает необходимой информацией, а сам отходит на второй план.
Таким образом, руководитель находится в роли консультанта и эксперта, оценивающего полученные результаты. Эффективность этого стиля зависит от стремлений подчиненных, их высокой квалификации, преданности делу и справедливостью со стороны руководителя в отношении результатов оценки и вознаграждении. При этом поощрения и наказания остаются на втором плане по сравнению с тем внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей.
Такой стиль руководства оправдан, если коллектив укомплектован из высококвалифицированных специалистов, и они выполняют творческую или индивидуальную работу.
Искусство управления предполагает гибкое применение того или иного стиля руководства, а взятие руководителем на вооружение одного из них должно быть связанно с групповой эффективностью применения конкретного стиля.
В заключение данной главы автором приведена сводная таблица характеристик стилей руководства, предложенная отечественным исследователем Э. Старобинским. (таблица 1).
Таблица 1 – Характеристики стилей руководства
Параметры взаимодействия с подчиненными |
Стили руководства | ||
Авторитарный |
Демократический |
Нейтральный | |
принятие решений |
решения принимаются единолично |
решения принимаются после обсуждения в группе. |
решения принимаются сами собой (кем-то в группе) или по указанию руководства |
способ доведения решения |
приказы, распоряжения, команды |
предложения, советы |
просьбы |
отношение ответственности |
или берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных |
коллективная ответственность |
снимает с себя всякую ответственность |
отношение к инициативе |
подавляется |
поощряется |
отдается в руки подчиненных |
отношение квалифицированным кадрам |
стремится задавить |
стремится максимально эффективно их использовать |
отпускает их в «свободное плаванье» |
отношение к недостаткам собственных знаний |
недостатков нет «и не может быть по определению» |
постоянно повышает свою квалификацию |
нет «большого значения» |
стиль общения |
«держит дистанцию» |
поддерживает дружеское общение |
избегает общения |
характер отношений с подчиненными |
в зависимости от настроения |
манера поведения со всеми как с равными коллегами |
мягкая манера поведения |
отношение к дисциплине |
жесткая формализованная дисциплины |
сторонник дисциплины «разумной достаточности» |
формально-попустительское отношение |
отношение к моральному воздействию на подчиненных |
неотвратимость наказание – основной метод стимулирования |
необходимо использовать различные методы поощрения и наказания |
безразличное |
Стиль руководства – это важнейший фактор в управлении предприятием, правильно определенный стиль позволит наиболее успешно использовать потенциал сотрудников организации. Поэтому, рассмотрев особенности авторитарного, демократического и либерального стилей, следует перейти к их достоинствам и недостаткам.
Необходимо отметить сразу, что не существует «плохих» и «хороших» стилей руководства, так как все зависит от ситуации, вида деятельности, сработанности, личных особенностей членов коллектива и многого другого. Например, авторитарный стиль вполне уместен при наличии двух условий, если подчиненные добровольно согласен на директивные методы руководства, и, если того требует производственная ситуация.
Преимущества авторитарного стиля состоят из:
• успешности при повседневных, обычных работах, которые не требуют творческого подхода и новизны, а основные силы направлены на количество производимой продукции;
• обеспечения четкости управления, которое позволяет быстрее принимать производственные решения минимизировать затраты;
• обеспечения в малых организациях быстрой реакции на изменения условий внешней среды;
Недостатки авторитарного стиля выражаются в подавлении инициативы и творческого потенциала подчиненных, слабой мотивации, отсутствии действенных стимулов труда. Также, у подчиненных наблюдается высокая степень зависимости от постоянной воли руководителя, работник при авторитарном стиле выполняет лишь то, что скажет начальник, хотя в действительности, мог бы сделать больше и, возможно, качественнее. Их работа носит рутинный характер. Исполнители не могут быть в полной мере удовлетворены своим трудом, так как их мнение, опыт игнорируются. Цена ошибок при таком стиле руководства очень велика, так как несет в себе не только экономические потери, но и наносит психологичекую травму во взаимоотношения подчиненных и руководителя. Адаптация подчиненных к резким преобразованиям в организации значительно снижается. Общение в таком коллективе беднеет, творческий рост исключается уже только потому, что в последствии перспективный сотрудник может составить конкуренцию руководителю.
«На первое место из всех отрицательных качеств руководителей данного типа большинство опрошенных ставит грубость. С полной определенностью можно сказать, что ничто так не отталкивает людей, как грубость. В.И. Лебедев (1990) отмечает, что грубость и хамство имеют свои корни и причины. Первая из них – подражание руководителя коллектива руководителю более высокого уровня и порой неосознанное копирование его стиля управления. А так как грубость – одна из черт административно-командной системы, то она не будет изжита до тех пор, пока такая система будет существовать.