Введение
В настоящее время консультанту очень важно знать, как эффективно действовать на всех этапах процесса консультирования. Процесс консультирования состоит из следующих этапов:
1) подготовка к консультированию;
2) диагноз проблемы клиента;
3) планирование действий;
4) внедрение изменение;
5) завершение консультационных услуг.
Подготовка является начальным этапом любого процесса консультирования. На этом этапе консультант и клиент встречаются, пытаются узнать как можно больше друг о Друге, обсудить и определить проблему, из-за которой был вызван консультант, и на этой основе договориться об объеме задания и выбранном подходе. Результаты первых контактов, обсуждений, исследований и опытов планирования отражаются в контракте на консультирование, подпись на котором считается завершением этого первоначального этапа.
Основа успешного выполнения заданий — установить взаимное доверие и взаимопонимание, добиться полного согласия в отношении «правил игры» и оптимизма в начале выполнения задания. Деятельность по установлению первоначальных контактов касается новых заданий и новых клиентов. Если консультант возвращается в знакомую организацию для повторной работы, начальный этап упрощается.
Диагноз проблемы клиента — второй этап процесса консультирования, но первый истинно операционный этап. Его первая цель — изучить проблему, стоящую перед клиентом, детально и глубоко, выявить факторы и силы, влияющие на данную проблему, и подготовить всю необходимую информацию для принятия решения о том, как организовать работу по решению проблемы. Вторая цель — тщательно изучить важные аспекты взаимосвязи между рассматриваемой проблемой и общими целями и результатами деятельности организации клиента, а также определить, насколько клиент способен осуществлять изменения и эффективно решать проблемы.
В принципе, диагноз проблемы не включает работу по ее решению. Это будет сделано на следующем этапе планирования действий. Диагноз может привести к заключению, что проблему нельзя решить или ее решение не оправдывает затрачиваемых усилий. Успех консультирования закладывается на этапе диагностики, где предстоит проделать, пожалуй, самое главное — поставить диагноз «заболевания» предприятия. Овладеть искусством диагностики не просто и по силам специалисту, понимающему и разбирающемуся в сложнейшем социальном организме предприятия, овладевшему современными диагностическими методиками. Кроме консультанта таким человеком, как представляется, может стать сам первый руководитель организации-клиента, которого предстоит научить это делать лучше, чем он это делал до настоящего времени.
В основе диагностики лежит научный анализ на базе предварительной информации о клиентской организации. Предварительный характер информации предполагает, что на протяжении всего процесса управленческого консультирования консультант будет дополнительно получать информацию по всем аспектам деятельности предприятия и корректировать свои действия. Качество информации обеспечивает качество анализа, а качество диагноза, в свою очередь, зависит от качества анализа.
Разные авторы по-разному фиксируют связь между анализом и диагнозом, отдавая, однако, предпочтение технике аналитической работы. Так, например, О.А. Дейнеко, раскрывая детально структуру анализа, классифицируя виды анализа, отмечает три состояния объекта — прошлое, настоящее и будущее, которые необходимо учитывать при диагностировании. Понятие диагностики несколько шире, чем анализ, являющийся ее составной частью.
Предметом диагностики предприятия являются проблемы, потому что хозяйственная деятельность с момента рождения предприятия представляет собой перманентный процесс решения проблем. Любая проблема, обнаруживая разрыв между желаемым и действительным, воспринимается как «боль», что способствовало использованию в УК медицинского термина «диагностика». Умело проведенный анализ проблем повышает качество результата на выходе такой консалтинговой процедуры, как диагностика.
В процессе управленческого консультирования используются разнообразные виды диагностики — предварительная и перманентная, активная и пассивная, общая и элементарная. Подробная классификация видов диагностики представлена в таблице 1.
Таблица 1
Классификация видов диагностики в процессе управленческого консультирования
Критерии |
Вид диагностики |
Общая характеристика | ||
1 |
2 |
3 | ||
По месту в процессе УК |
Предварительная |
Проводится до начала УК | ||
Перманентная |
Проводится в течение УК | |||
Персональная |
Проводится индивидуальным консультантом | |||
По видам консультантов |
Независимая |
Проводится внешним консультантом по заказу | ||
Смешанная |
Внешний консультант включает в процесс сотрудников клиента | |||
По применяемым методам |
Активная |
С использованием активных методов обучения (деловые игры, мозговые штурмы и пр.) | ||
Пассивная |
С использованием традиционных методов." наблюдение, анкетирование, анализ документов, интервью и пр. | |||
По целям УК |
Рабочая |
Проводится на конкретном объекте по договору | ||
Учебная |
Проводится с учебной целью при подготовке внешних и внутренних консультантов | |||
Исследовательская |
Проводится на объектах для апробирования новых приемов и методов | |||
1 |
2 |
3 | ||
По времени действия |
Экспресс-диагностика |
Проводится при отсутствии времени на длительное изучение объекта | ||
Длительная |
Проводится на крупных объектах, требующих значительных временных затрат | |||
По охвату и объекту консультирования |
Общая |
Проводится по всем аспектам деятельности | ||
Элементная |
Охватывает отдельные элементы системы управления | |||
По методологии консультирования |
Диагностическое интервью |
Имеет целью за счет специально сформулированных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, расширить ментальные рамки респондента, разрушить стереотипы | ||
Социометрия |
Позволяет выяснить взаимоотношения и позиции респондента по ряду человеческих, профессиональных и других аспектов (используется форма заочного опроса) | |||
Психометрия |
Использование индикатора типов личности Майерс-Бригга (MBTI) | |||
Типы трудовой мотивации |
Оценка типов трудовой мотивации с использованием теста Герчикова | |||
SWOT- анализ |
Анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон клиентной организации | |||