Особенность положение комплекса «Победа» на рынке туристско-рекреационных услуг заключается в том, что это положение определяется не долей рынка, а умением адаптироваться к новым условиям хозяйствования, способностью привлекать и удерживать потребителей услуг, что и учитывалось руководством комплекса в технологиях разработки управленческих решений.
В качестве примера рассмотрим технологию разработки управленческого решения на примере оптимизации видов сделок с турагентами и турфирмами. Технология разработки данного решения включала моделирование, результаты которого позволили:
- оценить типы решений, наиболее подверженных ошибкам из-за несовершенства используемых процедур принятия решений;( например, при работе с поставщиками (турфирмами, поставщиками транспорно-экспедиторских услуг, поставщиками продуктов и других);
- разработать предложения относительно формализации решений разных типов с учетом недостатков существующей практики;
- выяснить, насколько рационально загружены уровни и горизонтальные звенья системы управления комплекса, уточнить обязанности и полномочия среднего звена( руководителей службы приема и размещения, службы развлечений, оздоровительной и других);
- оценить необходимость и достаточность информационного обеспечения решений по сделкам разного вида (например, со страховой компанией, коммунальными службами г. Сочи и другими.);
- определить направления, по которым должно развиваться исполнения решений.
Так, например, разработка решений о распределении ресурсов в культурно-оздоровительном комплексе "Победа" условно было разделено на следующие подзадачи анализа:
- разделения полномочий по принятию решений (с точки зрения их логичности) между уровнями системы управления КОК «Победа» (например, разделение полномочий между заместителями генерального директора по финансам, по приему и размещению гостей, по кадрам и общим вопросам и так далее);
- системы распределения полномочий по принятию и подготовке конкретных решений (с точки зрения их соответствия общим принципам и функциям служб, задачам оперативности принятия решений) между уровнями системы управления (нормативно- правовые акты, распоряжения муниципальных властей г. Сочи, документы бухгалтерского и управленческого учета и другие);
- достаточности информационного обеспечения принимаемых решений;
- согласованности принимаемых решений с планами и решениями более высокого уровня (стратегическими и тактическими планами);
- сложившейся системы распределения полномочий с точки зрения наличия соответствующих регламентов, инструкций, других внутренних документов, традиций и т.д.
Большая часть решений разрабатывается и принимается на основе планов деятельности (бизнес-плана КОК «Победа», функциональных планов оздоровительного блока, культурно-развлекательного блока, финансового, отдела маркетинга и других). Поэтому анализу отдельных типов решений в технологии разработки предшествовали изучение планов, методик организации и полномочий должностных лиц.
В технологиях разработки управленческих решений почти всегда присутствует анализ системы планирования, который позволяет установить, существуют ли реальные ориентиры для разработки конкретных решений о движении материальных, финансовых и трудовых ресурсов. А также определить, насколько правильно выбраны эти ориентиры. Например, каково состояние дебиторской и кредиторской задолженности на момент принятия управленческого решения и другие.
Что касается организационных аспектов технологии разработки решений, то с точки зрения генерального директора необходимы четкие более процедуры подготовки и рассмотрения проекта решения - какие службы и каким образом участвуют, сроки выполнения работ, функции и полномочия служб и должностных лиц.
Так, например, разработка решений относительно ценовой политики исходит из того, каков разброс цен и качества рекреационных услуг. Их соответствие определяет ориентированность комплекса на потребителя со средним уровнем дохода и одновременно широким выбором вариантов комфорта проживания, вариантов цен, бонусов в зависимости от времени года и цен конкурентов. Разброс цен представлен в таблице 9.
Таблица 9 - Стоимость проживания одного человека в двухместном номере с удобствами в сутки (с полным пансионом и лечением) в здравницах г. Сочи в руб.
Здравница |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Им. Орджоникидзе |
1465 |
1665 |
1865 |
2065 |
2380 |
1865 |
1740 |
«Победа» |
1432 |
1487 |
1797 |
1797 |
1797 |
1642 |
1587 |
«Эдем» |
1390 |
1415 |
1550 |
1620 |
1620 |
1600 |
1515 |
«Заполярье» |
1500 |
1610 |
1760 |
1800 |
1800 |
1690 |
1600 |
«Электроника» |
1450 |
1530 |
1660 |
1760 |
1760 |
1560 |
1515 |
«Южное взморье» |
- |
1512 |
1715 |
1750 |
1750 |
1650 |
1580 |
«Русь» |
4500 |
5000 |
5500 |
6000 |
6500 |
6000 |
5500 |
«Сочи» |
4600 |
5000 |
5200 |
6000 |
6300 |
6000 |
5500 |