Начало разговора. Обязательно поздоровайтесь; уточните название фирмы; выясните, кто конкретно в фирме отвечает за набор новых сотрудников, его должность, имя, отчество. Например:
Соискатель: Здравствуйте. Это фирма "Заря"?
Приемная: Да.
Соискатель: Скажите, пожалуйста, кто на Вашем предприятии занимается приемом на работу?
Приемная: Иван Иванович Иванов.
Обращайтесь к человеку по имени, отчеству (имени). Это сокращает психологическую дистанцию между Вами, создает эффект знакомства. Лучше всего разговаривать с руководителем предприятия, сотрудником отдела кадров или менеджером по персоналу. Проявите настойчивость в том, чтобы разговор состоялся именно с человеком, который отвечает за подбор кадров. Если адресат звонка занят или отсутствует, не соглашайтесь на разговор с другим абонентом. Уточните, когда нужный Вам сотрудник вернется и перезвоните в указанное время.
Предложение услуг. Сразу представьтесь, объясните собеседнику причину своего звонка. Кратко изложите, какого рода услуги Вы хотите предложить. Формулируйте их коротко и четко. Сообщите о своем опыте, образовании, интересах, навыках и способностях. Коротко рассказав о своем образовании и опыте работы, постарайтесь договориться о личной встрече.
Например: «Здравствуйте . (имя Собеседника). Меня зовут . (Ваше имя), или Вам звонит (имя или фамилия, имя, отчество) по поводу вакансии (название вакансии). У меня техническое образование, есть опыт работы, владею компьютером, коммуникабелен (ьна). Ищу работу по специальности. Я хотел(а) бы встретиться с Вами, чтобы обсудить возможность трудоустройства в Вашу организацию».
Не говорите, что хотите узнать, нет ли какой-нибудь вакансии. Чаще всего это провоцирует просто отказ. Лучше сказать что-то вроде: «Я слышал(а), что вы развиваете свое производство, и мои знания, опыт работы, я полагаю, могли бы Вам пригодиться, для чего хотел(а) бы с Вами встретиться».
Будьте готовы ответить на любые вопросы, которые Вам может задать работодатель.
Вам отказали в вакансии. Беседуя с работодателем, будьте внимательны и, как только почувствуете, что собеседник хочет закончить разговор, сделайте это сами. Этим Вы предотвратите окончательное решение, в случае, когда работодатель склоняется отказать Вам. Нужно быть готовым к получению отрицательного ответа. Однако не стоит сразу класть трубку, а можно предпринять следующие действия:
- уточните, можно ли надеяться на появление вакансий в будущем;
- можно ли будет Вам позвонить еще раз через несколько недель;
- спросите, можно ли выслать резюме на случай, если появится вакансия;
- если вы готовы на временную работу, скажите об этом работодателю;
- работодатель хорошо знает работу своей отрасли, поэтому спросите, нет ли у него сведений о других предприятиях, которым требуется сотрудник.
Закончите разговор в позитивном ключе. Заканчивая разговор, непременно поблагодарите собеседника за внимание, которое Вам оказали, и время, которое Вам уделили. Проанализируйте свой телефонный разговор, что получилось, а что нет, как более эффективно действовать в следующий раз.
Заключение
Управление персоналом – многогранный и сложный процесс, имеющий специфические особенности и закономерности. Знание их крайне необходимо руководителям и специалистам современного производства, работникам кадровых служб и социального развития для постоянного обеспечения повышения эффективности, качества работы и производительности труда.
Для наибольшей эффективности процесса поиска и отбора кадров отдел человеческих ресурсов должен владеть всем набором приемов для привлечения кандидатов и использовать их в зависимости от конкретной задачи.
Методы отбора принимаемых работников должны отвечать двум важнейшим критериям: во-первых, они должны давать достоверный результат, во-вторых, они должны быть надежны. Методы отбора для каждого предприятия (фирмы) должны учитывать их производственную специфику, размеры, сложность и технологическую изменчивость.
К числу наиболее распространенных и часто применяемых методов отбора следует отнести: заполнение анкет и написание автобиографий; проведение бесед в форме интервью. Резюме - один из эффективных способов знакомства с претендентом на ту или иную вакансию.
В данной работе мы рассмотрели роль анкетных данных и собеседований при отборе кандидатов на вакантные должности; привели пример составления резюме и сопроводительного письма, а также разобрали особенности ведения телефонного разговора по поводу трудоустройства.
Таким образом, существуют различные методы отбора кандидатов на вакантную должность. Целесообразность использования конкретных методов зависит от конкретной ситуации, целей и имеющихся ресурсов в организации.