рефераты по менеджменту

Теория организации

Страница
1

Организация как система, организационные отношения.

Организация — это одно из самых древних общественных образовании на Земле. Так, по сведениям археологов, при раскопках древнего Шумера (существовавшего ок. 3 тыс. лет до н.э.) были найдены глиняные таблички, на которых записаны сведения о коммерческой деятельности организованных групп людей.

Развитие организаций шло медленно, постепенно накапливался опыт их создания, появлялись известные в мире заводы, фабрики; талантливые руководители, фабриканты, заводчики и т.д. Постепенно расширялся состав общественных организаций. Первый научный подход к анализу организаций и процессу управления ими приписывают Фредерику Тейлору (США), который в 1911 г. опубликовал книгу «Принципы научного управления». С этого времени устойчивый общественный интерес к управлению социальными системами способствовал развитию всех направлений научных исследований в данной сфере, в том числе и организаций. Постепенно в наборе управленческих наук формируется новое научное направление — теория организации (рис. 1.1).

Новый Гражданский кодекс РФ (далее ГК) внес существенные изменения в перечень форм построения юридических лиц и в ус­ловия их функционирования. В табл. 1.1 приведены названия вновь введенных и постепенно упраздняемых форм построения организаций. В современном виде типология организаций может быть представлена схемой рис. 1.1.

Рис. 1.1. Типология организаций

Таблица 1.1. Введенные и упраздняемые формы организаций

Введенные формы

Упраздняемые формы

Полное товарищество как юриди­ческое лицо Товарищество на вере Дочерние и зависимые общества Общество с ограниченной ответ­ственностью Общество с дополнительной от­ветственностью Производственные кооперативы

Полное товарищество как не­юридическое лицо Смешанное товарищество

Товарищество с ограниченной ответственностью Индивидуальное (семейное) ча­стное предприятие

Термин «организация» имеет множество производных, например, организация производства, организованный человек, орга­низатор, профсоюзная организация, дезорганизация и др.

Организация производства — это форма, порядок соединения труда с вещественными элементами производства в целях обеспечения выпуска высококачественной продукции, достижения высокой производительности труда на основе лучшего использования производственных фондов и трудовых ресурсов.

Организационные отношения — это взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне нее (рис. 1.2) при создании, функционировании, реорганизации и разрушении организации.

Pиc.1.2. Среда организационных отношений

- взаимодействие, П - противодействие)

Организационные отношения могут быть трех уровней:

• здравого смысла;

• взаимного уничтожения;

• заранее спроектированного взаимодействия.

Внешняя среда включает условия и организации, в том числе политические, экономические и экологические условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и тд. Так, для учебного института внешней средой будет город, где он расположен, отношение общества к образованию и др. Внешние организационные отношения возникают с чиновниками различных муниципальных и федеральных служб, спонсорами, поставщиками и потребителями и т.д. Внутренней средой для учебного института являются все его подразделения, в том числе кафедры, деканаты, хозяйственные службы, персонал, студенты.

Создание благоприятной атмосферы взаимодействия организации с внешней средой и во внутренней среде — это задача профессионального управления.

Город со множеством организаций также имеет внешнюю и внутреннюю среду. Методология деятельности специалиста по организации не зависит от интеграции (сложности) организации.

В организации может быть вертикальное (по уровням управ­ления) и горизонтальное (по выполняемым функциям) разделение труда.

Общие понятия систем. Классификация

Основой теории организации является теория систем.

Система — это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности.

Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целост­ность и единство элементов, структура и иерархичность, относи­тельная самостоятельность, четко выраженное управление.

Система может быть большой и ее целесообразно разделить на ряд подсистем.

Подсистема — это набор элементов, представ­ляющих автономную внутри системы область (например, эконо­мическая, организационная, техническая подсистема).

Свойства систем:

• система стремится сохранить свою структуру-это свойст­во основано на объективном законе организации — зако­не самосохранения (см. гл. 3);

• система имеет потребность в управлении (существует на­бор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);

• в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и мо­жет не иметь свойств своих элементов). Например, при коллективной работе у людей может возникнуть идея, ко­торая бы не пришла в голову при индивидуальной работе; коллектив, созданный педагогом Макаренко из беспризорных детей, не воспринял воровства, матерщины, бес­порядка, свойственных почти всем его членам. Каждая система имеет входное воздействие, систему обра­ботки, конечные результаты и обратную связь (рис.1.3.).

Рис. 1.3. Схема функционирования системы

Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.

Техническая подсистема

Включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен, и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомоби­лем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, опре­деляет качество принятого и выполненного решения. Например, хо­роший программист может эффективно использовать ресурсы ком­пьютера и создавать качественный программный продукт, а неква­лифицированный — может испортить информационную и техниче­скую базу компьютера.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту