Таблица показывает, что наибольший удельный вес малых предприятий приходится на пищевую промышленность (64,8%), они обеспечивают производство более, чем одной пятой совокупного объема производимой продукции. В лесной промышленности они составляют более половины всех предприятий, хотя объемы производства не достигают и 7 %. Это объясняется сохранением государственной собственности на малых предприятиях, выделившихся из состава крупных предприятий.
Анализ показывает, что предприятия малого бизнеса формируются и развиваются в достаточно сложных экономических, социальных и политических условиях.
Существенным препятствием развития малого предпринимательства являются неразвитость сектора частной собственности, отсутствие оптового рынка сырья, материалов, оборудования, неразвитость рынка рабочей силы, неподготовленность кредитной системы для финансирования малых предприятий, правовая незащищенность новых юридических лиц.
Для расширения сферы предпринимательской деятельности в России требуется существенная государственная поддержка малых предприятий на всех уровнях, и прежде всего в сфере кредитования и страхования малого предпринимательства, стимулирование его инвестиционной активности.
Государственная поддержка малого предпринимательства, несмотря на принятые соответствующие законы и правительственную программу, пока не оказывает эффективного влияния на развитие малых предприятий. Неблагоприятный предпринимательский климат во многом вызван негативными тенденциями в экономике.
К ним относятся:
- отсутствие инфрастуктуры малого бизнеса;
- перемещение мелкого и среднего капитала из производства в сферу преимущественно торгово-посреднических операций;
- недолговечность большинства малых предприятий, обусловленная не только нестабильностью макроэкономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в развитие производства;
- вытеснение большинства малых предприятий на периферию технического прогресса;
- уход мелких предприятий в теневую экономику в целях уклонения от неразумного налогообложения и, в следствие, неспособности государства обеспечить безопасность от криминальных структур.
Можно выделить ряд направлений, которые могут реально обеспечить развитие предпринимательства, сделав его действенным фактором хозяйственной жизни:
1. Большие индустриальные предприятия могли бы выступать в качестве организаторов малого промышленного предпринимательства путем предоставления последнему производственных мощностей, оборудования, технологий, кадров и т.д.
2. Усиление инвестиционной активности. Сейчас инвестиции осуществляются по нескольким направлениям: государственное финансирование в рамках целевых федеральных программ, финансирование из местных бюджетов, кредитование зарубежными организациями, амортизационные отчисления.
При наличии столь большого числа каналов финансирования, инвестиционный климат нельзя назвать благоприятным. Причин этому много. Некоторые: 1) каждый из каналов действует самостоятельно, и они в совокупности представляют единую, скоординированную систему; 2) имеются большие сложности как при формировании источников капиталовложений, так и при практической реализации последних и т.д.
3. Составной частью политики протекционизма является налоговая система. Налоги отражают суть отношения государства и предпринимателя.
Несовершенство налоговой системы становится все более очевидным. Она должна быть подчинена развитию производства. Необходимо дифференцированное налогообложение предпринимательства в зависимости от регионов.
С экономической точки зрения в науке выделяются четыре группы регионов: 1) регионы с достаточно высоким уровнем социально-экономического развития; 2) депрессивные регионы; 3) регионы с преобладающей добычей и переработкой первичных природных ресурсов; 4) регионы аграрного типа.
Очевидно, для регионов первой группы дифференциация налогов должна исходить из приоритетности конкретного вида производства, тогда как для депрессивных регионов возможны максимально выгодные налоги, вплоть до их отмены на определенный период. Для регионов четвертой группы налоговая политика должна состоять в создании максимального протекционизма сельскохозяйственному производству, преследую конечную цель – обеспечение продовольственной безопасности страны.
Как отрицательный фактор в развитии предпринимательства следует признать нестабильность принятия законов и подзаконных актов по налогообложению. Их частая смена вызывает у предпринимателей неуверенность, лишает возможности вести дело с перспективой, нарушает планы. Поэтому следовало бы установить, что существующий на период регистрации предприятия порядок налогообложения не может быть изменен в течение ряда лет, если вновь вводимый порядок ухудшает прежние условия производственной деятельности.
Исходя из зарубежного опыта стимулирования предпринимательства, имело бы смысл установить в России категорию «пионерных» предприятий с предоставлением им «налоговых каникул» сроком на 5 лет. Статус «пионерных» следует предоставить предприятиям, выпускающим продукцию ранее не производимую в стране и чрезвычайно дефицитную.
4. Следующая проблема, с которой сталкиваются предприниматели, это произвол чиновников.
С ней сталкивается предприниматель с самого начала деятельности. С момента регистрации. В настоящее время процесс регистрации малых предприятий неоправданно усложнен, требует оформления многочисленных бумаг и значительных затрат. Еще до начала работы предприятия, получения прибыли, предприниматель уже обязан потратить большие суммы: внести часть уставного капитала, оплатить услуги регистрирующего органа, органов статистики и др.
Очень много вопросов касающихся несовершенства системы лицензирования. Четкий порядок отсутствует, что приводит к необоснованному расширению сферы лицензионных видов деятельности. Сейчас их в России 210!
Для сравнения: Франция – 9 видов, Германия – 16 видов.
Поэтому важно придерживаться концепции, согласно которой государственная власть должна максимально упростить взаимоотношения предпринимателя с разрешительной системой.
Анализ поддержки предпринимательства
Государственная политика по поддержке предпринимательства за несколько лет прошла путь от отдельных предприятий по его инвестиционной поддержке к целостному комплексу мер , направленному на становление и развитие отечественного малого бизнеса. Ее реализация в рамках Федеральной программы государственной поддержки осуществлялась по следующим основным направлениям:
- формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;
- развитие системы государственной финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства;
- информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;
- создание системы социальной защиты и безопасности в малом предпринимательстве.