Поэтому есть ряд принципов, которым должна отвечать существующая на предприятии система социальных льгот для сотрудников:
1)необходимо выявить материальные и нематериальные потребности сотрудников;
2)необходимо в полном объеме информировать сотрудников о предоставляемых им социальных льготах, а также об их дополнительном, сверх государственных льгот, характере;
3)предоставляемые социальные льготы должны быть экономически оправданы и применяться только с учетом бюджета предприятия;
4)социальные льготы, которые уже предоставлены работникам государством, не должны применяться на предприятии;
5)система социальных льгот должна быть понятной сотрудникам и каждый сотрудник должен знать за что, за какие заслуги ему положена или не положена та или иная льгота.
В настоящее время получает развитие новая концепция социальной политики на предприятии, которая носит название кафетерийной. Суть ее заключается в том, что предприятие предоставляет своему сотруднику определенную корзину социальных льгот на определенную сумму, из которой он может самостоятельно выбрать те или иные социальные льготы и варьировать их в пределах существующего бюджета, то есть составлять для себя так называемое «социальное меню».
В области предоставления социальных льгот накоплен значительный зарубежный опыт (табл.4).
В области предоставления своим работникам пакетов гибких социальных льгот в пределах существующего бюджета по выбору работника существует не только зарубежный, но и российский опыт. Так, в корпорации «Парус» провели опрос персонала по их предпочтениям в выборе социальных льгот из общего пакета. В качестве видов льгот были предложены следующие:
профессиональное обучение;
медицинское обслуживание;
спорт;
жилье;
отдых;
компенсации за транспортные расходы;
питание.
Таблица 4
Доля работников, получавших в 1985 г. основные виды выплат и льгот в крупных и средних фирмах США (в %, ко всем занятым в этих фирмах)
Виды выплат и льгот |
Все занятые |
Специалисты и управляющие |
Техники и служащие |
Производственные рабочие |
Страхование пенсионное (кроме государственного) |
80 |
81 |
82 |
78 |
Страхование жизни |
96 |
97 |
96 |
96 |
Страхование по болезни и производственному травматизму |
96 |
97 |
96 |
96 |
Обеспечение бесплатной медицинской помощью |
61 |
56 |
51 |
69 |
Оплата больничных услуг |
96 |
97 |
95 |
95 |
Оплата ухода за больным на дому |
54 |
57 |
54 |
52 |
Оплата частных медицинских сестер |
91 |
96 |
94 |
86 |
Оплата услуг зубных врачей |
73 |
77 |
73 |
70 |
Оплаченный отпуск |
99 |
99 |
100 |
99 |
Оплаченные праздничные дни |
99 |
99 |
100 |
96 |
Оплаченное время перерывов в работе |
72 |
58 |
70 |
81 |
Оплаченное обеденное время |
10 |
3 |
3 |
17 |
Оплаченные отпуска по личным мотивам |
26 |
33 |
37 |
18 |
Оплаченное время нетрудоспособности |
67 |
93 |
92 |
41 |
Участие в распределении прибылей |
18 |
19 |
22 |
16 |
Льготная продажа акций |
24 |
29 |
28 |
19 |
Предоставление услуг для отдыха и развлечений |
93 |
82 |
41 |
24 |
Предоставление различных видов помощи для продолжения образования |
76 |
86 |
84 |
68 |
Частичная оплата питания в столовых предприятий |
21 |
28 |
26 |
16 |
Наибольшее количество персонала корпорации отдало предпочтение профессиональному обучению, спорту и здоровью.