Введение
В работе исследованы теоретико-методические и прикладные особенности формирования и использования интеллектуального капитала, предложены мероприятия по усовершенствованию корпоративных систем управления интеллектуальным капиталом.
В последней четверти XX ст. многие развитые страны перешли на инновационную модель развития на пути к постиндустриальной экономике. Залогом коммерческого успеха стали эффективные инвестиции в человеческий капитал, продуцирование новых знаний, внедрение ресурсосберегающих технологий и др. В таких условиях основным источником стоимости является рациональное использование интеллектуального ресурса, или интеллектуального капитала.
В данной работе освещаются результаты наших исследований в области формирования и использования интеллектуального капитала, включая создание системы управления им в украинских компаниях.
Мировая практика свидетельствует, что уже в настоящее время до 35% стоимости капитала компаний-лидеров приходится на долю интеллектуальной собственности (в непроизводственной сфере этот показатель достигает 47%). В США, например, рыночная стоимость основных фондов предприятий промышленного сектора в 1982 г составила 62,3%, а в 1992 г – уже только 37,9%. Совсем иная ситуация наблюдается в секторе высоких технологий. Считается, что стоимость интеллектуального капитала работающих в нем компаний, как правило, в 3-5 раз превышает стоимость их текущих доходов и от 3 до 100 раз, а иногда даже больше - стоимость традиционных материальных активов. В работе можно упомянуть и самые известные мировые торговые марки, стоимость которых составляет большую часть общей стоимости компании. Так, по данным компании "Интербрэнд", нематериальные активы в стоимости компании IBM составляют 83 %. Специалисты доказывают, что в постиндустриальном обществе брэнд априори становится доминирующим элементом в оценке стоимости активов компаний.
Таким образом, вполне логично, что знания, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (фирменные названия, брэнды), а также произведенные товары и услуги, товарные знаки, знаки обслуживания, названия мест происхождения товаров и услуг выделяются в качестве основного источника роста стоимости. Поэтому проблема формирования эффективной стратегии и тактики использования интеллектуальных ресурсов, которое должно быть гармонизированным и подчиненным общим принципам корпоративного управления, имеет большое значение. В этой работе появляется бесспорная необходимость в углублении теоретических, методологических, практических исследований в отношении интеллектуального капитала. Активные разыскания в данной области начались в середине 1980-х годов, когда фактически возникло новое направление исследований, предметом которых стали, во-первых, управление интеллектуальным капиталом компании, во-вторых, использование знаний и информации, если оно имеет целью внедрение инноваций с получением желательного коммерческого результата (речь идет, в частности, о создании новой стоимости). У истоков исследований по указанной тематике стояли профессор университета Беркли (Великобритания) Дэвид Тис (David Теесе) и шведские ученые Карл Эрик Свейби (Karl Eric Sveiby) и Андерс Рислинг (Anders Risling). Первый из названных ученых положил начало изучению вопросов получения пользы (прибыли) от инноваций (Profiting from Technological Innovation), остальных интересовало управление знаниями (Managing Knowledge). Ныне интеллект и знания многими учеными рассматриваются в числе основных факторов производства. Теоретическим аспектам использования интеллектуального капитала посвящено немало трудов, но еще ожидают изучения особенности управления им в современных условиях, когда, с одной стороны, продолжается системный экономический кризис, а с другой — важнейшим элементом конкурентоспособности становятся расширение и коммерциализация этого капитала, что требует колоссальных инвестиций.
Понятие "интеллектуальный капитал" имеет чрезвычайно сложное содержание, элементы которого определяются механизмом его (капитала) функционирования.
Статистические оценки формирования интеллектуального капитала в украинских компаниях настолько фрагментарны, что не дают оснований для системного анализа, поэтому, чтобы оценить макротренды, приходится прибегать к опосредованным показателям. На наш взгляд, такими показателями могут быть инвестиции в нематериальные активы, динамика выполненных научных и научно-технических работ, инновационная активность, внедрение инноваций (характеризует наращивание интеллектуального потенциала и перспективы роста его стоимости).
В последние годы в Украине абсолютные показатели инвестирования нематериальных активов увеличиваются. Так, в 2008 г. объем соответствующих инвестиций достиг 6,4 млрд. грн. Но доля этих затрат в общей структуре капитальных инвестиций совершенно недостаточна и колеблется на уровне 2,3-3,1% (табл. 1). Следовательно, можно констатировать, что для инвесторов это направление не является высокопривлекательным.
Доля нематериальных активов в балансе украинских компаний составляет лишь 0,4—0,7%. Это вызвано, в частности, недостатками в бухгалтерской оценке нематериальных активов, которая не предусматривает учета возможных в будущем экономических эффектов. Кроме того, наличные нематериальные активы в украинских производственных и непроизводственных организациях большей частью совсем не учитываются. Поэтому имело место значительное занижение балансовой стоимости приватизированных предприятий, что справедливо подчеркивали критики украинской приватизации в 1994-2000 гг. Очевидно, что на пути к постиндустриальной экономике придется полностью изменить процедуры бухгалтерской оценки.
Постоянно растущая значимость интеллектуального капитала в формировании показателей стоимости компании отражает, в свою очередь, зависимость последней от нематериальных активов. Поэтому, реализуя стратегию максимизации стоимости интеллектуального капитала, нельзя недооценивать и традиционные методы идентификации и учета нематериальных активов. Такие процедуры дают основание для применения стандартных средств защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Особенно актуально это для компаний, производящих так называемые интеллектуальные услуги, к которым относятся консалтинг, аудит, маркетинг, электронная коммерция, интернет-издания, организация деловых встреч, правовая помощь и пр., - ведь их капитал почти полностью сформирован за счет нематериальных активов.
Таблица 1
Капитальные инвестиции в Украине *
2002 | 2004 | 2006 | 2008 |
2002 | 2004 | 2006 | 2008 | |||||||
В фактических ценах (млрд. грн.) |
В процентах к общему объему | |||||||
Всего |
46,6 |
89,3 |
149,0 |
272,1 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе по направлениям: | ||||||||
в основной капитал |
37,2 |
75,7 |
125,3 |
233,1 |
79,8 |
84,8 |
84,1 |
85,7 |
в другие необоротные материальные активы |
0,7 |
1,8 |
2,5 |
4,4 |
1,5 |
2,0 |
1,7 |
1,6 |
на улучшение объекта |
4,1 |
9,2 |
16,0 |
27,5 |
8,7 |
10,3 |
10,7 |
10,1 |
в нематериальные активы |
4,2 |
2,1 |
4,6 |
6,4 |
9,1 |
2,4 |
3,1 |
2,3 |
прочие затраты |
0,4 |
0,4 |
0,6 |
0,7 |
0,9 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |