Производственные площади и вопросы аренды. Следующая проблема, стоящая на сегодняшний день перед предпринимателями республики - нехватка производственных площадей. Актуальность этой проблемы за период обследования 2001-2004гг. не снижается: если в 2001 году нехватку площадей ощущали 51% опрошенных, то в 2004 году - 47%. Наиболее остро нужду в производственных площадях испытывают предприниматели обрабатывающих производств, в первую очередь, по причине нехватки финансовых ресурсов на аренду помещения, высоких арендных ставок. Менее остро потребность в площадях ощущают представители торговли и сферы обращения, имеющие в силу специфики своей деятельности большее количество свободных финансовых средств, и столь остро не нуждающиеся в больших торговых площадях. Как свидетельствуют данные опросов, предпринимателей-промышленников желает иметь площади свыше 200 кв. метров, а представителей торгового бизнеса (30%) устроили бы помещения менее 200 кв. метров. Помимо производственно-складских и торговых площадей, малый бизнес испытывает недостаток в помещениях под офис.
Однако результаты обследований показывают, что ежегодно лишь 15% респондентов получают помещения и оборудование путем аренды. Около 80% предпринимателей не желают арендовать объекты и заявки на получение аренды не подают. Остальные - высказывают недовольство существующими условиями аренды. При этом 2/3 всех опрошенных считают, что ставки арендных платежей завышены.
По данным опросов 2001-2004гг. для малого бизнеса предпочтительна долгосрочная аренда (до 5 лет), которая устраивает более 70% предпринимателей. Потребность в краткосрочной аренде (до 1 года) в 2004 году высказали 24% респондентов, что несколько выше, чем в предыдущие годы. Наличие желающих арендовать объекты менее, чем на год, в некоторой степени свидетельствует о нестабильности бизнеса, неопределенности в успехе дела с одной стороны, с другой - о мобильности и динамичности предпринимательских действий. [6, с. 19]
Отмеченный в ходе обследования 2004 года спектр проблем малого бизнеса не оригинален - это именно те основные проблемы, которые не раз перечислялись предпринимателями в ходе предыдущих исследований.
По результатам обследований 2001-2004гг. особо насущными проблемами для предпринимателей традиционно являются недостаток финансовых средств (17,5% а 2004г.), высокий уровень налогообложения (15,8%), неплатежеспособность потребителей (11,7%), отсутствие рекламы (7,5%), сложности со сбытом продукции (7,4%), юридическая незащищенность (5,6%), а также многие другие, представленные на Рис. 4.
Рис. 4
Наиболее значимые проблемы предпринимательства в 2004 году, количество ответивших в % от числа опрошенных
недостаток финансовых средств высокий уровень налогообложения неплатежеспособность потребителей отсутствие рекламы своей деятельности затруднения со сбытом продукции
недостаток квалифицированных кадров трудности с получением кредита
уменьшение спроса на продукцию юридическая незащищенность
|
При этом актуальность одних проблем из года в год нарастает, других - снижается, однако основная их масса остается неизменной.
Так, к факторам, усиливающим проблематичность ведения бизнеса, респонденты относят:
− недостаток финансовых средств;
− отсутствие рекламы своей деятельности;
− уменьшение спроса на выпускаемую или продаваемую продукцию.
Ослабление остроты проблемы наблюдается по критериям:
− высокий уровень налогообложения;
− юридическая незащищенность;
− поиск инвесторов. [6, с. 20]
Помимо социально-экономических проблем, представители малого предпринимательства сообщают о наличии административного барьера, осложняющего ведение бизнеса. А именно, существуют разногласия с предприятиями коммунальных служб в плане оказания услуг, а также с органами, выдающими сертификаты и лицензии. Так, данные исследования 2004 года показывают, что с коммунальными предприятиями проблемные ситуации возникают достаточно редко. В частности, о наличии трений с ГТС сообщили только 5,3% опрошенных (в 2003г.-8,4%), с предприятиями электросети - 5% (в 2003г. -4,2%). Чаще противоречия возникают в контактах с учреждениями, ведающими вопросами лицензирования (14%), отвода земли (9,7%), сертификации (10,1%). В целом, по сравнению с обследованиями предыдущих лет, взаимодействие предпринимателей с выше указанными службами стало менее проблемным.
В процессе своей деятельности предприниматели нередко подвергаются проверке со стороны контролирующих органов. Около 2/3 респондентов отметили, что за последние полгода их предприятие подвергалось проверке до 5 раз. Наиболее часто осуществляется контроль финансовой деятельности (49% респондентов), качества товаров и услуг (31%), организации охраны труда (24,4%). Причем давление органов, контролирующих финансовую деятельность предприятий, по сравнению с предыдущими обследованиями усилилось. [6, с. 20]
Данные обследования позволяют сделать вывод, что предприниматели настроены оптимистично и на ближайшее будущее планируют реализовать свои конструктивные экономические цели. Так, 2/3 опрошенных в качестве приоритетной цели на ближайшие полгода выбрали развитие своего основного вида деятельности.* В поиске новых рынков сбыта и обновлении ассортимента заинтересованы 44% респондентов. Каждый десятый предприниматель планирует внедрение нового оборудования it технологий, каждый шестой - создание новых рабочих мест. Данный разброс мнений сохраняется с периода проведения первого обследования 2001 года. Таким образом, приоритеты отдаются таким направлениям, которые не просто обеспечивают выживание бизнеса, но и создают основу для его дальнейшего развития.
Деятельность в малом бизнесе нередко сопряжена с коммерческим риском, опасностью рэкета, неопределенностью экономической ситуации. В связи с этим важно оценить социальное самочувствие предпринимателей. Одним из одним из способов эго оценки является самооценка настроения. Обследование 2004 года показало, что 60,8% респондентов имеют ровное, хорошее настроение, 6,2% - отличное настроение. Каждый шестой из опрошенных испытывает напряжение, тоску и страх, в предыдущем году каждый четвертый. Образ жизни, избранный предпринимателями, в той или иной мере устраивает около 3/4 респондентов, что также несколько выше, чем в предыдущем обследовании. В целом общественно-психологический климат для развития малого бизнеса в республике в настоящее время вполне благоприятный, и, судя по результатам опросов, за последние годы он до некоторой степени улучшился. [6, с. 20]
Материальное положение своих семей предприниматели оценивают всегда субъективно - у каждого свой стандарт. Но, тем не менее, почти каждый второй представитель малого бизнеса определяет его как "очень хорошее" или "хорошее" (58,6%), каждый восьмой - как «плохое» и «очень плохое». При этом количество негативных оценок за период обследования 2001-2004гг. сократилось в 2 раза. В перспективе, повышение материального благополучия своих семей видят 87% предпринимателей.