Если учесть, что численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16–59 лет, женщины 16–54 лет) составляет у нас в области порядка 840 тыс. человек, то потенциал развития малого предпринимательства составляет 80 тыс. единиц хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), что в 2,6 раза выше общего числа действующих в настоящий момент малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (сейчас их в сумме более 30 тысяч).
Реализация этого потенциала может изменить лицо экономики Ульяновской области.
Общепризнанно, что темп реализации предпринимательского потенциала зависит от трех факторов: качества институциональной среды, социальных связей и личных характеристик.
В этой триаде ключевой фактор, на который влияет государство – институциональная среда.
Для малого бизнеса она характеризуется сейчас:
отсутствием современных законодательных основ;
значительными административными и «рыночными» барьерами;
отсутствием доступа к финансовым ресурсам;
несовершенным налоговым администрированием;
отсутствием доступа к недвижимому имуществу;
затрудненным доступом к рынкам сбыта;
недостаточной общественной защитой интересов и прав предпринимателей.
И, наконец, низким престижем предпринимательской деятельности.
Однако следует отметить, что даже в странах с устоявшейся экономикой и благоприятной инфраструктурой отмечается высокий процент ликвидации мелких фирм и трудности с началом своего дела. Основной причиной высокой «смертности» малого бизнеса является некомпетентность и неопытность начинающих свое дело.
3. Основные проблемы и пути решения
Законодательная основа малого предпринимательства
Первый закон, который конституциировал малое предпринимательство, был принят 11 лет назад – это Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Он установил критерии малых предприятий, которые действуют до настоящего времени, закрепил основы формирования инфраструктуры поддержки малых предприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, дал старт программам поддержки малого бизнеса. На его основании и в его развитие был принят Закон Ульяновской области от 25 марта 1997 г. №004-ЗО «О государственной поддержке малого предпринимательства в Ульяновской области».
По мере принятия специальных законов, закрепивших нормы по развитию малого бизнеса в Налоговом кодексе Российской Федерации, законах о государственной регистрации, о государственных закупках, о проверках и других, роль закона о поддержке малого бизнесе стала менее заметна. К настоящему времени от закона остались лишь отдельные фрагменты. Также потерял свою актуальность и областной закон.
В настоящее время Минэкономразвития России совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации подготовлена новая концепция и текст проекта нового федерального закона, который в настоящее время проходит согласования и по имеющейся информации будет внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу осенью текущего года.
К основным новеллам проекта закона необходимо отнести:
новые типы предприятий, гармонизированные с европейской практикой: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия – от 16 до 100 человек, средние предприятия – от 101 до 250 человек. (Это означает, что с принятием нового закона, мы будем учитывать малый и средний бизнес как один сектор, и в программы поддержки будут включаться также и средние предприятия);
разграничение полномочий федеральной, региональной и местной власти по развитию малого бизнеса;
обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственной и муниципальной поддержке.
Федеральный закон будет носить рамочный характер, и его принятие будет сопровождаться комплексом поправок в другие законы, направленных на развитие малого бизнеса. Соответственно, после принятия Федерального закона будет необходимо скорейшее принятие закона области и необходимых нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Принятие закона не панацея. Законодательство и правоприменение, по-прежнему, создают такие административные барьеры, что начало и ведение бизнеса под силу только отважным людям.
Для открытия бизнеса малыми предпринимателями исключительное значение имеет уровень административных барьеров, связанных с пятью процедурами:
а) регистрация;
б) лицензирование;
в) проверки;
г) сертификация товаров, работ (услуг);
д) использование контрольно-кассовой техники.
При этом необходимо отметить, что порядок осуществления указанных процедур определяется, прежде всего, федеральными нормативными документами и на уровне Российской Федерации за последние годы в данном направлении сделано многое.
Так, произошли существенные изменения процедуры регистрации новых компаний. Количество органов, посещаемых при регистрации предпринимателей, а также время регистрации уменьшились.
Важным шагом в реформировании разрешительной системы стал принятый 2 июля 2005 г. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым сокращены сроки предоставления лицензии с 60 до 45 дней; предусмотрено поэтапное упразднение лицензирования 49 видов деятельности, которые активно осуществляются малыми предпринимателями: строительство, туризм, перевозки пассажиров легковым автомобильным транспортом (такси) и другие. Существенной гарантией прав предпринимателей стали изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), которые вступили в силу с августа 2005 года, предусматривающие запрет внесудебного приостановления деятельности юридических лиц. Принят Федеральный закон о порядке проведения проверок (№134-ФЗ), который несомненно стал шагом вперед в защите предпринимателей. Он закрепил презумпцию добросовестности предпринимателей, ограничил число проверок предприятий одним разом в 2 года, а для начинающих предприятии – одним разом в 3 года.
Однако предприниматели не перестали считать проверки серьезной проблемой. Наибольшие проблемы представляют проверки налоговых органов и МВД. Правительством Российской Федерации уже внесены и сейчас готовятся ко второму чтению в Государственной Думе изменения в Налоговый кодекс, улучшающие налоговое администрирование. Также готовятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях по упразднению избыточных полномочий органов внутренних дел по контролю на потребительском рынке и новая редакция закона о проверках. Одна из мер этого законопроекта – признание недействительными результатов проверки при нарушении процедуры ее проведения.
Серьезной проблемой, которая может быть разрешена также только на федеральном уровне является проблема применения контрольно-кассовой техники, а именно:
обязательность использования криптографической защиты контрольно-кассовых машин;