Составляющие организационной культуры: философия, доминирующие ценности, нормы, правила, климат, поведенческие ритуалы и т.п. под организационной культурой понимается система исторически сложившихся общих традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения администрации и персонала, их взаимодействия друг с другом и с окружением, выдержавших испытание временем. Все они неосязаемы, не измеряемы в количественных показателях. Иными словами культура – это образ жизни и деятельности группы лиц, который осознано или неосознанно воспринимается ею и передается из поколения в поколение. Сегодня культура организации считается главным фактором ее конкурентоспособности, особенно если она согласована со стратегией. Влияние культуры определяется широтой и глубиной охвата ею организации, степенью признания ее основ людьми. Культура, с одной стороны, достаточно устойчива, традиционна, но с другой – находится в постоянном развитии, которое происходит естественным путем (под влиянием среды) или в результате сознательных действий субъектов. Культура иерархична и имеет несколько уровней. Поверхностный образуют правила поведения людей и вещественные атрибуты – эмблемы, дизайн, униформа, язык, лозунги и проч.; промежуточный – укоренившиеся ценности и верования. Глубинный уровень представлен философией.
К элементам организационной культуры относятся: 1) организационные ценности (экономические, политические, технологические, социальные и проч), т.е. эмоционально привлекательные для людей свойства тех или иных процессов и явлений. Это позволяет им служить образцами, ориентирами поведения, осуществления в жизненно значимых ситуациях социально одобряемого выбора. Система ценностей образует внутренний стержень культуры. 2) философия, т.е. система ключевых ценностей, которая отвечает на вопрос, что является для организации самым важным, отражает восприятие себя и своего предназначения, совокупность важнейших принципов деятельности и качественных целей. Философия задает главные направления деятельности организации, стиль руководства, основы мотивации, порядок разрешения конфликтов, правила поведения персонала. 3) поведенческий ритуал, т.е. совокупность действий, оказывающих психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей, усиления сплоченности, создания психологического комфорта, формирования необходимых ценностей и убеждений. 4) нормы и правила, т.е. социальные стандарты, признанные в данном обществе, конкретные образцы поведения. 5) климат – внутренние взаимоотношения в компании, которые регулируются и устанавливаются руководством.
Факторы, влияющие на формирование и изменение организационной культуры. Приведение корпоративной культуры в соответствие со стратегией фирмы является главной задачей. Первый шаг на пути решения этой задачи – выяснение того, какие аспекты действующей культуры поддерживают стратегию, а какие – нет. Далее менеджеры обсуждают со всеми заинтересованными сторонами те аспекты культуры, которые необходимо изменить. Обычно действия менеджеров по усилению соответствия между культурой и стратегией состоят в следующем: 1) усилия по снижению издержек за счет сокращения доплат руководителям; 2) признание важности реакции на запросы покупателей; 3) чествование новых героев – людей, чьи действия и старания служат эталоном. Церемонии награждения являются важной часть работы менеджера по созданию корпоративной культуры. Наибольший эффект при формировании корпоративной культуры имеют такие действия как: а) замена управляющего, который придерживался традиционных стереотипов, на управляющего «новой волны»; б) смена отработанной политики и практики работы, препятствовавших проведению новых инициатив; в) осуществление серьезных организационных преобразований; г) значительные изменения в методах присуждения наград и способах продвижения по служебной лестнице, напрямую зависящих от достижения стратегических результатов.
Особенности (проблемы и трудности) проведения изменений в организационной культуре. Существует ряд трудностей при проведении изменений в организационной культуре:
- на проведение изменений требуется определенное время;
- часто изменения не приветствуются сотрудниками фирмы;
- зачастую руководство компании не признает необходимость проведения изменений в организационной культуре;
- существует определенная вероятность риска неудачи при проведении изменений организационной культуры