- миссия делает ясными для сотрудников общие цели, предназначение организации. В результате сотрудники, сознавая миссию организации, ориентируют свои действия в едином направлении;
- миссия способствует тому, что сотрудники легче могут отождествлять свою персону с организацией. В этом случае миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности;
- миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей доводятся философия, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации.
В-третьих, миссия создает возможности для более действенного управления организацией в силу того, что она:
- является основой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработать стратегию организации, устанавливая направленность допустимые границы ее функционирования;
- обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организации и создает основу для оценки их использования в процессе своего функционирования;
- расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет принимать более широкий набор приемов мотивирования.
Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно с тем, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующими с организацией, особенно ее членам. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы исключить возможность разнотолков, но в то же время сохраняя простор для творческого и гибкого развития организации.
Миссия организации, как реальная категория менеджмента, появилась в отечественной практике относительно не давно по аналогии с западным подходом , без необходимого теоретического обоснования и прикладной адаптации к сложившимся условиям и менталитету отечественного менеджмента. В силу этих обстоятельств и недостаточного уровня профессиональной подготовки значительная часть менеджеров в отечественной практике миссия организации воспринимается и применяется все еще достаточно формально.
Значительная часть тех, кто принял необходимость и реально применяет понятие, методику и инструментарий миссии организации вообще, ограничилась более или менее удачной формулировкой (лозунгом, девизом и т.д.) миссии организации, как основной идеи компании, ориентированное прежде всего на внешнее употребление. Чаще всего это обусловлено формализованными требованиями или конкретными взаимосвязями организации с внешними компаньонами, контрагентами, зарубежной деловой средой или их отечественными представителями.
Ряд отечественных ученых и практиков все еще считают, что выработка и эксплуатация миссии присуща только узкому кругу крупных компаний и не имеет существенного значения для среднего и мелкого бизнеса.
Но подавляющее большинство действующих менеджеров, а значит и их организаций, к сожалению, до сих пор вообще рассматривают миссию как формальный атрибут, обращение к которому носит частный, эпизодический характер (бизнес-план, реклама и так далее) и не имеют перспективы эффективного применения. Это свидетельствует не только о нестабильности организаций, их неопределенности, стратегической недальновидности, но и (что особенно настораживает) о ярко выраженной сиюминутной ориентации. Иначе, наверное, и быть не могло, так как реальный процесс формирования и формулирования миссии выражает уровень развития бизнеса занимает длительное время, соответствующее периоду жизненного цикла организации. Прежде всего он обуславливается:
- становлением структурной самостоятельности;
- выработкой корпоративных ценностей организации;
- осознанием реальности собственных возможностей;
- потребностью позиционирования в бизнес - сообществе;
- стратегической ориентацией организации на развитие.
Сегодня целенаправленная и профессиональная декларация миссии отечественной организации является все еще достаточно редким явлением, отражающим уровень ее развития, публичность деятельности, степень ассоциации с обществом. Вместе с тем, все чаще и конкретнее проявляется растущая потребность организаций и их участников в адекватном осознании своего места и роли в становлении экономики, реформировании управления, государственном строительстве, общественном развитии.
Современному менеджеру необходимо понимать, что миссия определяющим образом влияет не только на формирование конструктивного взаимодействия с государством, доверительных и благоприятных отношений с общественностью, но и, что особенно важно, обуславливает обновление принципиально новых корпоративных отношений в организации. В отечественных условиях именно миссия, ее формулировка, декларация, общественное признание играют все более определяющую роль в мобилизации, активизации деятельности участников. Это закрепляется официальными положениями и неписанными корпоративными правилами, раскрывается субординацией межличностным взаимодействием, трансформируется конкретной средой и активно используется менеджментом для более эффективной постановки и достижения целей организации.
Основные причины недооценки значения и неосвоения потенциала воздействия миссии организации на процесс постановки и достижения целей заключается в дефиците квалифицированного понимания и профессионального применения ее положений. Для улучшения ситуации требуется всестороннее и обоснованное представление современных концепций формирования и применения миссии организации в реальных условиях отечественного бизнеса.
Сегодня миссия реально действующей организации:
- "складывается", вырабатывается, выстраивается и так далее, что выделяет объективную основу проводимого процесса;
- "разрабатывается", определяется, создается и так далее, что указывает на сложную природу ее формирования;
- "устанавливается", утверждается, принимается и так далее, что подчеркивает субъективный аспект решения задачи.
Содержание миссии организации, как, впрочем, и большинства категорий свободных рыночных отношений, в значительной степени определяются, устанавливаются, закрепляются конкретными организациями, разработчиками и пользователями. В сложившихся рыночных отношениях их можно отнести к пяти основным категориям: официальные органы, практикующий менеджмент, деловая среда, потребители и научно-преподавательское сообщество. При этом каждая из выделенных категорий определяет и наполняет содержание этого понятия, выражая собственные представления и интересы. Взаимодействуя между собой эти представления обобщаются и усредняются, но их влияние на современное понимание миссии организации остается значительным.
Официальные органы не только воспринимают, но и все больше востребуют миссию, как принимающие на себя организацией основополагающие обязательства ведения бизнеса. Особенно ярко это проявляется при учреждении и выделении финансовой и материальной поддержки, заключении соглашений о стратегическом сотрудничестве, предоставлении налоговых льгот или в целом – "режима" наибольшего благоприятствования.