Финансовая стратегия – это подсистема общей стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по реализации концепции использования собственных и привлеченных финансовых ресурсов организации в целях достижения стратегического конкурентного преимущества.
Финансовый фактор – это важнейший критический фактор любого бизнеса как в его тактическом, так и в стратегическом аспекте. Более того, финансовый измеритель – единый измеритель любого бизнеса, т.е. финансовая стратегия может считаться универсальной стратегией. Через нее происходит особое интегрирование всех специализированных стратегий и всех стратегических позиций в единую корпоративную стратегию.
Общая финансовая стратегия-программа должна содержать следующие стратегические позиции:
1. Сводные стратегические показатели – показатели общей стратегии. Они могут быть увязаны с такими стратегическими целями, как – увеличение общего дохода, повышение номинального уровня цены акций организации, увеличение реального размера дивидендов по всем видам акций, обеспечение наличности денежной наличности, оптимизация финансовой структуры по источникам доходов, повышение предыдущего предельного рейтинга организации и т.д.
Данные показатели формируются из показателей бизнес-стратегий (по каждому бизнесу организации).
2. Решение по оптимизации корпоративных финансов. Они полностью зависят от конкретной ситуации по конкретной организации. В частности, могут включать решение по дебиторской и кредиторской задолженности, по оптимизации внутренних финансовых потоков, решения по налогам и дивидендам, меры по обеспечению роста рыночной капитализации.
3. Финансово-инвестиционная стратегия, включающая решение по финансовому развитию и реструктуризации, лизингу, операциям с ценными бумагами, решение по финансовым рынкам, стратегическим финансам, венчурному капиталу и т.д.
4. Стратегический финансовый менеджмент.
По каждой стратегической позиции программа должна содержать четко сформулированные цели, стратегические указания и конкретные тактические действия.
1.Виды контролинга
Стратегический контроллинг – это подсистема стратегического менеджмента, которая координирует функции стратегического анализа, целей, планирования и коррекции стратегии; контролирует функционирование всей системы в целом, а также задает, развивает и контролирует подсистему стратегического информационного обеспечения.
функции стратегического контроллинга:
1) контроль процесса реализации общей стратегии;
2) становление и развитие системы информационного обеспечения стратегического управления;
3) мониторинг системы стратегических индикаторов – показателей, в том числе отдельно по внешней и внутренней среде;
4) первичный поэлементный и интегральный стратегический анализ;
5) первичная фиксация критических стратегических позиций организации;
6) участие в подстановке стратегических целей;
7) участие во вторичном стратегическом анализе и стратегической рефлексии;
8) координация всех этапов стратегического управления как процесса в целом всех элементов стратегического менеджмента.
стратегический контроллинг представляет собой подсистему общей системы контроллинга организации.
Характеристики стратегического и тактического контроллинга
Показатели |
Стратегический контроллинг |
Тактический контроллинг |
Среда |
Внешняя и внутренняя |
Внутренняя |
Вид управления |
Стратегический |
Тактический - оперативный |
Цели |
Поддержание стратегического потенциала |
Обеспечение тактической -оперативной прибыльности и ликвидности |
Задачи |
1.Определение критических внешних и внутренних стратегических позиций 2.Контроль основных индикаторов в соответствии со стратегическими целями. 3.Контроль выполнения стратегических решений. 4.Участие в постановке стратегических целей. 5.Участие в разработке стратегий. 6.Анализ стратегической эффективности. 7.Стратегичекая рефлексия. |
1.Контроль тактических показателей. 2.Контроль текущего и оперативного планирования. 3.сравнение плановых и фактических показателей тактического управления. 4.Контроль выполнения текущих планов по отклонениям. 5.Определение узких мест тактического управления. 6.Создание и развитие системы информационного обеспечения тактического управления. |
принципиальное отличие:
-Тактический контроллинг в основном оценивает правильности отдельных функций и работ, отслеживает текущую деятельность организации по фактическим значениям конкретных показателей.
-Стратегический же контроллинг в первую очередь оценивает ход реализации общей стратегии, возможность и целесообразность дальнейшего следования заданной стратегии, принципиальную достижимость посредством данной стратегии основных стратегических целей и миссии организации.
27. конкурентные стратегии
Существуют три типа стратегии
- ценовое лидерство;
- дифференциация;
- фокусирование.
Эти стратегии называются базовыми, так как все виды бизнеса или отрасли следуют им независимо от того, производят ли они, обслуживают или являются неприбыльными предприятиями. Характерные черты базовых стратегий отражены в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Ценовое лидерство |
Дифференциация |
Фокусирование | |
Продуктовая дифференциация |
Низкая (в основном по цене) |
Высокая (в основном по свойствам) |
От низкой до высокой (цены или свойства) |
Сегментация рынка |
Низкая (массовый рынок) |
Высокая (много рыночных сегментов) |
Низкая (один или немного сегментов) |
Отличительная компетентность |
Производство и управление материалами |
НИОКР, сбыт и маркетинг |
Все виды отличительной компетентности |