В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляются и стиль лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики, предназначенные для определения стиля лидерства, считаются годными и для определения стиля руководства.
По-видимому, в действительности, не во всех случаях эти методики могут быть релевантными: учитывая разведение функций лидера и руководителя и характера их деятельности, необходимо видеть, в каких -конкретно своих функциях руководитель «повторяет» психологический рисунок деятельности лидера, а в каких он детерминирован иными обстоятельствами. Вопрос о методиках изучения стиля лидерства и руководства требует еще своего дальнейшего обсуждения.
Большинство предложений относительно методик исследования и большей степени относятся к деятельности лидеров, но не руководителей.
В этих случаях палитра методов весьма многообразна.
Так под руководством Л. И. Уманского разработан комплекс методов, объединенных названием «лабораторный аппаратурный эксперимент», куда включен целый набор оригинальных установок, позволяющих выявить лидера в группе, определить стиль его деятельности. (К таким установкам относятся групповой сенсомоторный интегратор, конструкция «Арка», прибор «Эстакада» и др.).
Однако все эти исследования проводились на определенных группах, а именно группах комсомольского актива, где зачастую лидер выступал и в качестве руководителя группы.
Поэтому в данном конкретном случае выявление лидера имеет смысл, лидер может быть «закреплен» и выступать в качестве руководителя. В других группах, например в рабочих бригадах, такая ситуация не возможна.
Самым большим упрощением проблемы лидерства и руководства является вообще идея о необходимости обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера и руководителя.
На эту идею работает предлагаемое иногда деление на «официальных» и «неофициальных» лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз руководитель.
К сожалению, такая идея имеет некоторое распространение, и подчас проводятся исследования, имеющие, целью выявить, совпадают ли в данной группе лидер и руководитель (или в предлагаемой терминологии «неофициальный» и «официальный» лидер).
При обнаружении несоответствия делается «рекомендация» — заменить руководителя и назначить им того человека, который (часто по социометрической методике) «получился» лидером.
Осуществление подобных рекомендаций зачастую приводит к дезорганизации деятельности группы, поскольку лидер оказывается совершенно негодным для выполнения функций руководителя.
С точки зрения установленных различий между этими двумя позициями это совершенно естественно, но, к сожалению, установленное в теории положение не всегда работает на уровне экспериментальной практики, особенно в прикладных исследованиях.
Строго говоря, не только методики определения стиля лидерства не могут быть безоговорочно применены к определению стиля руководителя, но и вообще методики выявления лидера не пригодны, а чаще всего не нужны при определении руководителя: его незачем «определять» психологическими методами, он задан системой отношений в данной группе, ее включенностью в более широкую социальную систему.
Социометрическая методика, посредством которой можно было бы «провести» руководителя на его адекватность с лидером вообще, в данном случае не уместна: она определяет лидера лишь по большинству полученных положительных выборов, т. е. в лучшем случае способна выявить «эмоционального лидера», а руководитель не обязательно претендует на эту позицию.
В реальной жизнедеятельности малых групп, конечно, наряду с руководителем могут существовать различные лидеры, выдвигающиеся из членов группы в каких-то определенных проявлениях: то ли в качестве центров эмоционального притяжения, то ли еще в других.
В частности, возникает специфическое «разделение труда» между лидером и руководителем в научных коллективах».
Психологически важно определить характер их деятельности, как и то, насколько эти исследования приобретут действительное значение лишь при условии учета того «контекста», который создается функционированием в группе руководителя, т. е. специфики сочетания его деятельности и деятельностей многочисленных лидеров. Проблему легче свести к тому, чтобы подменить в исследованиях лидера руководителем и решать вопросы по традиционному пути, но эта легкость не однозначна с продуктивностью подхода.
Совсем еще не попоенной является проблема деятельности руководителя на разных уровнях развития группы, изменения его функций в условиях высшего уровня такого развития, т. е. на стадии коллектива.
Таким образом, несмотря на широкую представленность проблемы лидерства как в западной, так и в советской социальной психологии, в ней сохраняется много вопросов, только еще подлежащих решению. Особенно важно это для прикладных исследований.
Процесс принятия группового решения тесно связан с проблемой лидерства и руководства, потому что принятие решения - одна из важных функций руководителя, и организация группы на принятие такого решения - особенно сложная функция.
Тот факт, что групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные, давно известен в социальной психологии.
При характеристике истории исследований малой группы он уже упоминался. В современных условиях, когда деятельность групп активизируется во многих звеньях общественного организма, эта проблема приобретает особую актуальность.