Заключение
Итак, любой инновации всегда сопутствует сопротивление. Внутреннее сопротивление вытекает из субъективизма руководства, консерватизма служащих, недостаточности информации и низкой коммуникативности между отдельными уровнями и подразделениями компаний. Внешнее сопротивление оказывают такие субъекты микросреды, как финансовые институты, деловые сообщества, средства массовой информации, профсоюзы, система образования и государственные учреждения.
Задачами руководителя являются нейтрализация этого сопротивления и направление энергии в положительное русло еще на стадии планирования и разработки инновационной политики. Для этого необходимо:
· Реально подходить к возможностям фирмы;
· Создать стойкую систему сбора и обработки информации;
· Стимулировать поступление информации от всех функциональных подразделений;
· Внедрить систему консенсуса, коллективного принятия решений и коллективной ответственности, с участием руководителей всех уровней и служащих;
· Построить мотивационную систему для стимулирования творческого подхода и генерации идей на низовых уровнях;
· В инновационной деятельности ориентироваться на социально-этическую полезность нововведений для общества в целом;
· Создать долгосрочные связи с кредиторами, поставщиками и потребителями, а также всячески взаимодействовать с общественными группами и учреждениями на взаимовыгодной основе, привлекая их к участию в инновационном процессе.
Приложение A
Рисунок 1. Кривая трансформации
1 – Шок
2 – Отрицание изменений
3 – Нулевая ориентация
4 – Признание реальности
5 – Тестирование
6 – Осмысление
7 - Интеграция