Технические навыки представляют собой совокупность знаний каждого члена команды о том, что знают и умеют с профессиональной точки зрения другие члены команды. Это необходимо для того, чтобы в процессе принятия решений каждый участник команды представлял суть проблемы как единое целое. Вопросы профессионально-технической подготовки в данном случае могут решаться при помощи взаимного обучения членами команды друг друга, при взаимодействии.
Административные навыки предполагают наличие элементарных знаний и навыков в области управления, иными словами, каждый член управленческой команды должен уметь управлять коллективом. Членам команды для успешного выполнения функций управления необходима хотя бы формальная подготовка, дающая следующие навыки:
умение эффективно вести собрания
умение сравнивать и оценивать свои достижения;
умение вести переговоры по вопросам предоставления ресурсов;
понимание финансовых отчетов;
умение осуществлять планирование;
способность оценивать результаты выполненной работы и ставить производственные задачи;
умение действовать в условиях разнообразия и нестабильности;
умение урегулировать жалобы и претензии и др.
Навыки принятия решений и разрешения проблем предполагают наличие определенных знаний и умений в области принятия решений и разрешения проблем.
Управленческая команда может объединять людей разных профессий, усвоивших различные массивы знаний, по-разному воспринимающих информацию, имеющих неодинаковое мировоззрение и выступающих с разных позиций при обсуждении технических вопросов.
Важным условием формирования управленческой команды является совместная с потенциальными участниками команды разработка этапов перехода к командному управлению, предполагающим, в первую очередь, ответы на вопросы о цели команды, ее задачах, направленности работы; о способностях и умениях, необходимых членам команды, оптимальном ее численном составе, взаимодействии членов команды и др.
Кроме вышеперечисленного важным является также соответствие структуры организации существующей системе управления.
При формировании своей команды руководитель организации должен обладать следующими чертами: профессионализмом, творческим подходом к делу, уверенностью в себе, решительностью, эмоциональной уравновешенностью, ответственностью, предприимчивостью, надежностью, общительностью, способностью работать в команде, умением формировать атмосферу «доверия», независимостью, обучаемостью, настойчивостью, восприятием инноваций, интуицией, умением менять стили управления и т.д. Общая целевая установка руководителя, а также и его ценностные ориентиры могут оказать большое влияние на дальнейшую командную работу, выработку стратегии развития организации, на формирование общих ценностей, философию организации. Важно, чтобы при подборе участников управленческой команды, ценности и цели членов команды совпадали с ценностями и целями руководителя. Это обусловлено тем, что команда представляет собой группу единомышленников. Только при выполнении последнего условия можно рассчитывать на эффективную работу.
К внутренним условиям организаций, способствующим достижению эффективного управления относится опора профессионалов-управленцев на такие ценности, как возможность участия в коллективном принятии управленческих решений, творчество, самостоятельность, проявление собственной инициативы, формирование командных принципов деятельности управленческих команд: самоорганизации, собственных норм и правил командной работы, коллективное принятие решений по сложным, требующим высокой компетенции вопросам и т.п.
Самоорганизация управленческой команды предполагает способность команды при изменении внешних параметров самостоятельно осуществлять переход к различным структурам в соответствии с функциями, которые необходимо выполнять на данном этапе функционирования организации.
Преобразование совокупности личностей в слаженную команду осуществляется в процессе обучения, воспитания и подготовки участников команды. Они отличаются от традиционных форм и методов подготовки персонала управления. В мировой практике используются большое количество методик и программ обучения, поэтому для реализации конкретных задач должны тщательным образом разрабатываться программы развития.
Роль командного подхода в рыночных условиях состоит в том, чтобы повысить коллективную компетенцию, структура которой представляет собой результат соединения системы знаний с системой задач. В связи с этим управление развитием творческого потенциала организации состоит в том, что люди рассматриваются как достояние организации. Этот потенциал надо развивать вместе с другими ресурсами организации.
Раньше знаний хватало на многие годы, теперь они быстро «устаревают», в силу таких причин как: глобализация экономического сотрудничества; быстро изменяющаяся среда; появление новых технологий; новые требования к руководству и лидерству; увеличение информационных потоков. Поэтому возникает необходимость обучения всех работников, в том числе и членов управленческих команд следующим навыкам: формированию команды; управлению, как изменениями, так и текущими процессами; обнаружению общей цели; выработке общих стратегий; использованию новейших бизнес-технологий; совместному управлению всеми аспектами организации; совместному принятию решений; способности к выработке новых идей и прогнозированию путей развития организации; умения налаживать личные контакты среди членов команды.
В идеале руководитель должен быть способен сам выбрать человека, с которым желает работать, и, как следствие, иметь команду, подходящую соответствующей ситуации. Но 99,9 процента руководителей получают группу, с которой будут работать. Если она представляет собой результативную и успешную команду, тогда следует оставить все как есть. Если это не так, то следует обратиться к следующим методам:
знакомиться с сильными и слабыми сторонами каждого члена команды. Это поможет установить области, в которых надо что-то менять;
заботиться о том, чтобы каждый понял и принял задачу или цель организации на данный момент времени;
необходимо обеспечить участие всех членов команды в согласовании целей и заданий. Задания, которые людям навязаны, могут привести к значительной утрате мотивации, что делает сомнительным окончательный успех;
обеспечить знание каждым членом команды вопроса: чего от него хотят, и каких результатов он должен добиться;
обеспечение свободного общения между членами команды;
поощрение неформальных встреч для разрешения проблем;
недопущение создания в команде группировок, так как они будут оказывать на работу вредное влияние и др.
Действия лидера должны показать, что, несмотря на то, что он руководитель, он во многом составляет часть команды.
Современной организации требуются менеджеры совершенно нового образца, способные быстро адаптироваться к возникающим проблемным ситуациям и решению их с максимальной эффективностью и результативностью. Специалисты в области образования используют в процессе подготовки менеджеров огромное количество информационных технологий, в том числе телевидение, обучение с помощью компьютеров, имитационные модели, игры, сеть Интернет, локальные компьютерные сети, теле - и видеоконференции, широкополосные мультимедийные средства.