Переход к рыночной экономике, где в максимальной степени востребованы предприимчивость и новаторство, а также социально-культурные изменения, связанные с ростом образованности, опоры на свой интеллект, влекут за собой изменения в ценностных ориентирах руководителей организаций, которые проявляются в том, что на первый план выходят такие ценности, как самореализация, участие, коллектив, инициатива, творчество, децентрализация, самостоятельность, гибкость в отличие от существовавших ранее: послушание, иерархия, достаточность, власть, достижение, надежность.
Определенным препятствием к реализации новых систем управления и повышения их эффективности функционирования служит, с нашей точки зрения, форма собственности на материально-вещественные и финансовые факторы производства, имеющих решающее значение для коммерческого успеха.
Но надо учитывать, что в постиндустриальном мире на первый план выступает интеллектуальный капитал, т.к именно он открывает возможности для применения материально-вещественного и финансового капитала. Западные экономисты к интеллектуальному капиталу относят «знания, которыми владеют работники; электронную сеть, позволяющую корпорации реагировать на изменения рыночной ситуации быстрее конкурентов; партнерство компании и клиента, укрепляющее связи между ними». Иными словами, интеллектуальный капитал представляет собой нечто вроде «коллективного мозга», аккумулирующего научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы. Согласно Б. Гейтсу, создавшему Microsoft Corporation, интеллектуальный капитал - это «не просто понятие из теории менеджмента. За этим термином стоит оценка интеллектуальной собственности организации и знаний, которыми располагают ее сотрудники. Финансовые аналитики придают все большее значение качеству управления интеллектуальной собственностью и интеллектуальными ресурсами, включая его в список оцениваемых параметров наряду с материальными активами предприятия и его положением на рынке».
Интеллектуальный капитал состоит из двух крупных составляющих: человеческого и структурного капитала. Последний, в свою очередь, представляет собой сумму организационного и потребительского капитала.
Человеческий капитал имеет непосредственное отношение к человеку и включает в себя знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, способности к нововведениям. Основной особенностью человеческого капитала является то, что он неотделим и неотчуждаем от людей, так как люди могут быть наняты на работу, а не приобретены в собственность. В связи с этим, организация не может распоряжаться человеческим капиталом по собственному желанию. Следует отметить, чтобы сформировать человеческий капитал, необходимо использовать команды и другие типы групп, так, как, именно, группы и команды формализуют и капитализируют знания и умения каждого отдельного члена команды, а значит, и организации в целом.
Другая часть интеллектуального капитала - структурный капитал, представляет собой совокупность организационного (техническое и программное обеспечение, оргструктура, патенты, бренды, товарные знаки, культура организации) и потребительского капитала (связи с клиентами, информация о клиентах, история взаимоотношений с клиентами). Структурный капитал, в отличие от человеческого, может быть скопирован, воспроизведен или отчужден в пользу другой организации или личности.
Организация как система создает определенные внутренние условия формирования современных управленческих команд, напрямую зависимые от состояния ее внутренней среды. Внутренняя среда, в свою очередь, представляет собой совокупность процессов, происходящих внутри организации и определяющих потенциал и возможности организации.
На современном этапе развития экономических процессов одним из источников прогресса и получения доходов выступает возрастающая востребованность инноваций в управлении организацией. В данном случае интерес представляет инновация, связанная с проведением ряда организационных мер по совершенствованию внутренней структуры организации с целью укрепления ее положения и повышения конкурентоспособности в условиях рыночной экономики. В данном контексте формирование современной управленческой команды представляет собой инновацию в управлении.
В современных условиях развития общества прослеживается тенденция роста образовательного уровня персонала организации, что, в свою очередь, находит отражение в возрастании доли знаний в производимых товарах и услугах. Отсюда возникает внутренняя потребность организации в новом подходе к управлению, соответствующем уровню образованности персонала организации. В качестве одного из направлений решения данной проблемы является использование организацией управленческой команды, аккумулирующей в единый вектор интеллектуальный капитал, инициативу, новаторство.
Необходимо отметить, что возрастание доли знаний в производимых товарах и услугах обусловливает рост потребности инвестирования в развитие человеческого капитала организации, т.е. осуществления постоянной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала для поддержания необходимого уровня его знаний. Данный процесс важен для управленческого персонала, т.к именно от его знаний зависит стратегия развития организации и ее конкурентоспособность во внешней среде. Управленческая же команда способствует накоплению, преумножению и сбережению знаний ее участников в случае увольнения с должности хотя бы одного из управленцев высшего звена (участника команды) данной организации.
Важным условием формирования управленческой команды является осознание руководителем организации, а также руководителями структурных подразделений необходимости перехода к новым технологиям управления организацией, в частности, созданию управленческой команды.
Важным внутренним условием организации, воздействующим на формирование управленческих команд, является создание атмосферы доверия, в первую очередь, в аппарате управления. Необходимо отметить, что на сегодняшний день «доверие» является экономической категорией, способствующей достижению общего для команды конечного результата.
Организация как система создает определенные внутренние условия формирования современных управленческих команд, напрямую зависимые от состояния ее внутренней среды. Внутренняя среда, в свою очередь, представляет собой совокупность процессов, происходящих внутри организации и определяющих ее потенциал и возможности.
При формировании команды члену команды придется выступать не только профессионалом своего дела, т.е. качественно выполнять возложенные на него обязанности как на начальника той или иной службы (отдела), но и быть членом коллектива, т.е. постоянно поддерживать взаимоотношения с участниками команды. Таким образом, каждый человек, вступая в команду, должен быть готов решать задачи как профессионального, так и межличностного значения. Иначе говоря, он должен уметь исполнять соответствующие роли (администратор, коммуникатор, критик, генератор идей и т.д.), которые и являются основанием для включения его в команду.