Теперь те же возникшие ситуации только с другим продавцом Стахневой Л.П.
Покупатель заходит в магазин и обращается к продавцу Стахневой Л.П. с просьбой помочь в выборе товара (подставки для офисных документов). В течение разговора покупатель интересуется качеством товара, просит сравнить с товаром конкурентов, выражает сомнения по поводу стоимости, проверяет, насколько легко продавец работает с товаром, устанавливает общий уровень обслуживания в целом. После примерно 10-15-минутного разговора, покупатель отказывается от покупки и покидает торговый зал.
В торговый зал входит покупатель и в растерянности останавливается возле стеллажа с ручками, карандашами, маркерами, фломастерами. Заметив что клиент явно не определился в совершении покупки Стахнева Л.П. направилась к нему. Подойдя к клиенту Лидия Петровна сказала:
- Я могу Вам помочь?
- Мне нужны карандаши
- Просты или цветные?- пытается установить контакт с клиентом Лидия Петровна
- просто карандаши – продолжает упрямиться клиент.
- для каких целей Вам нужны карандаши?- продолжает расспрашивать клиента Лидия Петровна.
- это не важно, нужны и все- не сдается клиент
После безнадежных попыток помочь клиенту, Лидия Петровна сказав:
- Как определитесь с покупкой я буду на кассе- продавец отправляется на свое рабочее место.
Клиент не глядя берет набор карандашей и идет на кассу, расплатившись клиент уходит в полном молчании.
Входит очередной клиент. Проходит мимо тетрадей, альбомов , красок и останавливается возле различного вида картона. К нему подходит продавец Стахнева Л.П. – Чем могу помочь? - оригинально приветствует продавец клиента. Покупатель тоже здоровается. – Выбираете картон? - пытается установить контакт продавец. - Нет, бумагу, - говорит клиент. - Может Вам подсказать что-то о картоне, чтобы снизить сомнения по поводу того или иного вида картона – Стахнева Л.П. не оставляет надежды на начало конструктивного разговора. – Расскажите об этом волшебном картоне, заинтересовался покупатель. Это лучший картон. Он имеет две цветные стороны. Он что творит волшебство? – допытывается клиент. Нет, но…
- То, что он называется «Волшебным» еще не значит, что он творит волшебство, ведь так? - Ну, в общем - да, давайте я вам старшего менеджера позову .
В процессе наблюдения выявлено
Продавец Стахнева Л.П. Первая фраза: Чем могу помочь? Способность к установлению контактов: низкая .
Продавец Ильина М.О.: Добрый день, чем могу помочь – способность к установлению контактов : выше среднего.
Первая фраза: Способность взаимодействовать с критично настроенными покупателями у продавца Стахневой Л.П. : низкая
Первая фраза: Способность взаимодействовать с критично настроенными покупателями у продавца Ильиной М.О. : выше среднего
Знание товара у продавца Стахневой Л.П. :низкий уровень (вопрос о творении волшебства) Презентация товара: формальная.
Знание товара у продавца Ильиной М.О. : высокий уровень (вопрос о разнице в цене на тетради) Презентация товара: полная и разносторонняя.
По итогам исследования Мы получили отчет установленного образца, в котором отражены основные моменты:
1. Каковы знания продавца по тому товару, который он предлагал, вел ли он разговор уверенно, или ему приходилось обращаться за помощью к другим продавцам или соответствующей литературе.
2. Как продавец построил презентацию товара, смог ли он заинтересовать покупателя рассказом о товаре, смог ли действительно показать товар с лучшей его стороны.
3. Как продавец вел себя в процессе разговора, как реагировал на возражения покупателя, не допускал ли элементов грубости или невежливого обращения в отношении покупателя.
4. Как продавец отреагировал на известие о том, что покупки не будет, пытался ли убедить покупателя в необходимости покупки, предпринял ли необходимые действия, чтобы покупатель совершил повторный визит в торговый зал и все-таки купил выбранный товар.
Также было проведено анкетирование покупателей и было выяснено , какой продавец в большей степени использовал деловые коммуникации в процессе работы с покупателями.
Анкета покупателя заполнялась потребителями канцелярских товаров после приобретения товара и при наличии намерения приобрести товар. Анкетирование производилось с целью выработки эффективной маркетинговой политики, изучения потребительского спроса, потребительских предпочтений и потребительского поведения продавцов. Анкетирование покупателей проводится на добровольной основе, то есть покупатель имеет право отказаться от заполнения анкеты.
Форма анкеты выглядит следующим образом:
Здравствуйте уважаемый покупатель!
Ответьте пожалуйста на несколько вопросов, более подходящий вариант ответа отметьте кружком.
1. Укажите Ваш пол.
- мужской
- женский
2. К какой категории деятельности вы относитесь?
- Школьники
- Студенты
- Взрослые
3. Скажите, как вы относитесь к канцелярским товарам продаваемым в Нашем магазине?
- Часто покупаю
- Иногда покупаю из-за необходимости
- другой ответ
4.Какой вид канцелярских товаров в нашем магазине приобретается чаще?
- Ручки, карандаши, маркеры
- Бумага «Снегурочка», «SvetoCopy», «Xerox»
- Тетради, блокноты, записные книжки
- Короба архивные, регистраторы, папки на завязках и кольцах
- Скоросшиватели
- другой ответ _
5. Какой фактор по вашему мнению влияет на выбор товара?
- Цена
- Качество
- Дизайн
6. Нравиться ли Вам обслуживание в нашем магазине?
- Очень нравиться
- Нравиться
- Если не нравиться, то почему?
7.Пытался ли продавец, как-то заинтересовать Вас при выборе различного вида товара?
- Да
- Да, но приходилось спрашивать
- Нет
8. В ходе беседы с продавцом Вам была предоставлена информация о товаре?
- В полном объеме
- Не в полном объеме
- Продавец вообще не смогла объяснить + и - товара
9. Из какого источника информации Вы узнали о Нашем магазине?
- Реклама в СМИ
- Наружная реклама
- От друзей, знакомых
- Случайно
10. Нравиться ли Вам месторасположение Нашего магазина?
- Да
- Не совсем
- Нет
11. Нравиться ли Вам режим работы Нашего магазина?
- Да
- Не совсем
- Если нет то почему? _
Большое спасибо за уделенное Нам внимание
Цель нашего анкетирование заключалась в изучении потребителей и определении факторов, влияющих на решение о покупке данного товара .
Была разработана анкета, с помощью которой выяснилось:
-половозрастной состав потребителей данных товаров;
-поведение продавца и потребителей при покупке;
- факторы, влияющие на решение о покупке.
Было опрошено 40 покупателей . В основном это были люди от 14 до 40 лет: студенты, школьники и их родители. В процентном соотношении по половому составу: мужчины 32% и соответственно , женщины 68%.
По результатам анкетирования выделились следующие группы факторов, влияющих на решение о покупке:
1) факторы, которые были названы абсолютно всеми опрашиваемыми, такие как качество товара, приемлемая цена и качество обслуживания.