Для психологического профессионального отбора на различные должности используются в основном два типа психологических тестов: так называемые личностные опросники и интеллектуальные тесты. В России в настоящее время применяется несколько десятков тех и других. Поэтому угадать, что вам предложит психолог, практически не возможно. Однако все они более или менее похожи друг на друга.
Личностные опросники – это брошюры, состоящие из нескольких десятков или сотен вопросов. По каждому вопросу вам предлагается выбрать один из двух или нескольких вариантов ответов и отметить его в отдельном листе для ответов. Личностные вопросники предназначены для определения различных черт вашего характера и типа вашей личности, ваших интересов, склонностей к общению и управлению своим состоянием. Время для заполнения личностного вопросника обычно не ограничивается. В процессе тестирования вы можете возвращаться к предыдущим вопросам, проверять и исправлять ответы.
Интеллектуальные тесты предназначены для оценки ваших способностей к обучению и познавательской деятельности и представляют собой брошюры, состоящие из нескольких десятков задач. Некоторые из задач требуют логических рассуждений, некоторые – вычислений, некоторые – пространственного воображения, некоторые – внимания и запоминания. В каждой задаче, как правило, приводится несколько вариантов ответов, один из которых является правильным. В большинстве случаев время для решения всех задач ограничено, вам необходимо решить как можно больше задач.
Обычно психологическое тестирование включает несколько разных тестов и может продолжаться до трех- четырех часов времени. Перед каждым тестом вам будет дана подробная инструкция и будет дано несколько образцов для пробного решения. Для того, чтобы получить наилучшие результаты, необходимо прийти на тестирование по возможности бодрым и отдохнувшим.
Практика показывает, что когда на каждую вакансию находится много претендентов, работодатели просто физически не могут лично побеседовать со всеми. В этой ситуации письма приобретают принципиальную важность. Кроме того, можно написать письмо в ответ на объявление в газете, в организацию, где может быть вакансия.
1. Всегда необходимо придерживаться стиля делового письма (кратко, сдержано, без эмоций излагать свои мысли).
2. Письмо должно быть кратким, но интересным (интерес работодателя нужно завоевать сразу). Лучший подход заключается в том, чтобы послать автобиографию и приложить к ней краткое письмо.
3. В письме желательно объяснить работодателю, почему вы пишете именно ему, привлечь внимание к своим навыкам и показать, почему вы особенно подходите для возможной работы в данной организации.
4. Тон письма должен быть позитивный. Никогда не извиняйтесь просто так, и не используйте таких слов как «только», «всего лишь».
5. Сначала напишите черновик, проверьте его, а затем напишите чистовую копию.
6. Используйте простую белую бумагу. Полезно также использовать разлинованный шаблон для того, чтобы равномерно писать на простой писчей бумаге.
7. Размещайте адрес, название фирмы в верхнем правом углу.
8. Всегда старайтесь адресовать письмо лично.
9. Лучше не строить длинных предложений с множеством причастных и деепричастных оборотов. Не пользуйтесь карандашом. Не исправляйте ошибки, если сделали ошибку, то начните снова. Не используйте сокращения или разговорные выражения.
10. Заканчивайте письмо надеждой на положительное решение вашей проблемы. Укажите свой телефон и адрес.
11. Не забудьте тщательно проверить письмо перед отправкой.
Список вопросов, которые наиболее часто встречаются на собеседовании и которые стоит использовать при подготовке к нему.
Вопрос |
Рекомендации по ответу |
Почему вы обратились о приеме на работу именно по этой профессии? |
Возможные ответы сводятся к тому, что вы обладаете необходимой подготовкой, опытом, желанием, знаниями, интересом и склонностями, способностями к этой профессии. |
Что вы знаете о нашей работе или о нашей фирме (организации)? |
Постарайтесь привести особенности организации, которые выгодно отличают ее от других, но постарайтесь обойтись общими словами. Если вы знаете слишком много, это может вызвать подозрения. |
Получили ли вы другие предложения работы? |
Если получали, скажите об этом прямо, но добавьте, что та работа, которой вы добиваетесь сейчас, интересует вас больше. |
Проходили ли вы собеседование в других местах? |
Конечно да, но не уточняйте где именно и каковы результаты. Уклонитесь от конкретных объяснений |
Как вы могли бы описать самого себя? |
Здесь лучше рассказать о личных качествах, которые нужны и полезны для данной работы, которые могут заинтересовать: усидчивость, коммуникабельность, неконфликтность, энтузиазм. |
Каковы ваши главные сильные стороны? |
То же, что и в предыдущем пункте. |
Каковы ваши основные слабости? |
Здесь честность не уместна – уходите от ответа. |
Какого типа работу вы больше всего любите делать? |
Работодатель ждет, что вы больше всего любите делать работу, на которую нанимаетесь. |
Каковы ваши интересы вне работы? |
Ваши интересы должны добавлять вам солидности: коллекционирование, рыбалка, домашние животные, театр, книги и т. д. |
Почему вы оставили свою прежнюю работу? |
Не стоит говорить о конфликтах и проблемах, никогда не ругайте предыдущее руководство. Скажите о том, что вы стали искать более творческую, ответственную, лучше оплачиваемую работу. |
Какое отношение имеют ваше образование или опыт трудовой деятельности к данной работе? |
Самое непосредственное. Это хороший шанс преподнести себя в лучшем свете. |
Чем вы надеетесь заниматься через 5 – 10 лет? |
Отвечайте не конкретно, но позитивно, и обязательно упомяните, что хотели бы работать в этой организации, но на более ответственной работе. |
На какую зарплату вы рассчитываете? |
Здесь лучше не давать прямого ответа. Это вы можете обсудить позже. Заявите, что это важный, но не самый главный вопрос. Если настаивают, то постарайтесь выяснить, сколько вам собираются предложить. |